h 01445306.jpg.740x x1

Я все никак не решалась взяться за тему спортивной психологии, не знала, с какой стороны подойти… И вот на днях подвернулся удачный момент. Руководитель Центра социально-психологической поддержки семьи и молодежи при Министерстве по делам молодежи и семейной политики РС(Я), кандидат психологических наук Наталья Елисеева сама вышла на связь с предложением подготовить материал. 

Как мы знаем, у профессионального спортсмена есть личный тренер, врач, диетолог, массажист, спортивный психолог. Это не прихоть и роскошь, а требования современного спорта. Насколько я знаю, у нас спортивный психолог не пользуется особой популярностью. Штатные единицы можно наблюдать при Училище олимпийского резерва и Школы высшего спортивного мастерства. Ну а в других учреждениях тонкую материю души доверяют личным тренерам. Назревает вопрос – есть ли у нас профессионалы, которые успокоят, настроят и отправят в бой атлета с железобетонной уверенностью в себе?

IMG 4666

- Наталья Дмитриевна, что может предложить спортивная психология спортсмену?
 
- Современная спортивная психология имеет в своем арсенале множество методов и технологий работы. Перечислить все не представляю возможным. Спортивная психология была очень сильно развита в советское время и приятно осознавать, что наша страна в эти годы была признанной спортивной державой в мире. Ключевые моменты, на которые нужен обращать внимание психолог в своей работе были заложены в то время. Это учет психофизиологических, психологических, личностных и социальных особенностей спортсмена и его команды. Настроение спортсмена, его мечты, нереализованные потребности, особенности отношения с окружающими и т.п. имеют сильное влияние на его спортивную деятельность. В этом плане спортивная психология похожа на профессию узких специальностей, таких как психология космонавтов.
 
 - Интересно, а почему именно с космонавтами?
 
- Одна незначительная ошибка может стоить жизни космонавта, дорогостоящего оборудования и работы огромного количества конструкторов, ученых, специалистов, изучающих космос, ошибка космонавта даже может отбросить развитие науки назад. Ошибка спортсмена в этом плане также может стоить многолетнего труда всей тренерской команды. Потому на плечи спортсмена возложена большая ответственность не только перед собой и родителями, а также перед всей страной. Конечно, это дает отпечаток, дополнительное напряжение и психологический стресс, и с этим нужно правильно совладать.

 

- В чем специфика работы спортивного психолога?

- Спортивный психолог должен знать о своем подопечном все! Все ответственные старты, весь тренировочный цикл и особенности тренерского состава. Нужно знать особенности характера: Спортсмены могут быть очень суеверными. Причин много: не позвонила мама, не поддержала жена, тренер не так поговорил и т.п. Например, кому-то важно, чтобы мама поговорила с ним за день до старта, потому что в детстве она укладывала его спать. Зная эти «слабости», психолог разрушает самовнушающие факты. Он может попросить, чтобы, тренер сказал то что спортсмен хочет услышать, позвонила ему мама и т.п.
Например, в своих воспоминаниях психолог именитых советских пловцов приводит такой пример, что в команде была одна спортсменка, которая, когда нервничала, достигала положительного результата. Для того чтобы она нервничала, психолог каждый раз перед стартом вызывал ее и задавал неуместные вопросы. Естественно, после этого она, взвинченная, выходила на плавательную дорожку и выигрывала. Более того, она не знала о той необычной методике психолога. Или, например, из современной практики - психологи консультировали спортсменов по скалолазанию. В работе психологического сопровождения акцент сделали на этом ключевых моментах жизни и отбирали людей, которые применяли полную ответственность за свою жизнь. И отобранные психологами спортсмены в сборный состав, на чемпионате мира завоевали золотые медали. Это еще раз утверждает, что надо смотреть шире.
 
- А есть ли идеальная модель спортсмена?
 
- Я не считаю себя высококомпетентным спортивным психологом, но я работала в Чурапчинском институте физкультуры и спорта и основываясь на данных научных исследований и своих наблюдений думаю, что хороший спортсмен – этот тот человек, который понимает, что работает в команде. Если он не ценит командную работу, то у него возникает неадекватное восприятие ситуации. В зависимости от особенностей характера это может быть преувеличение своих возможностей или гиперответсвенность. Оба варианта приводят к возрастанию вероятности срывов и ошибок. Правильное понимание ситуации, что из него делают «талантливого спортсмена», служит базой и стабильностью. Ведь талантом можно завоевать несколько медалей, а стабильность это уже деловой подход к спорту.

 

- А к какому типу относятся спортсмены: холерикам, сангвиникам, флегматикам и меланхоликам?

- Типы темперамента не различаются на хороших и плохих, они просто определяют индивидуальный стиль деятельности человека. Например, кто-то очень быстрый, но при этом он может быть невнимательным, рассеянным и быстро уставать, и какому-то виду спорта такие качества не подходят. А флегматики вроде очень ранимые, неторопливые, и притом они могут быть чувствительными и анализирующими. Здесь все зависит от вида спорта, тем более спорт очень разнообразен и все зависит от профессиональных качеств.

75110fe42e596a271c7563eac6088c3d

- Я знаю, что часто психологи часто используют медитативные техники. Как вы думаете, нужна ли медитация спортсменам?

- Медитацию я лично считаю вспомогательной техникой. Это касается не только психологии спорта, но и других сфер психологии тоже. На мой взгляд, аутогенная тренировка является более эффективным методом в спорте. Аутогенная тренировка – это когда спортсмен мысленно представляет, как он выходит на старт, если он борец, то он мысленно представляет себе своего спортсмена, анализирует его сильные и слабые стороны соперника, может мысленно представлять реакцию зала, своего тренера и т.п. Здесь включается тандем ума и эмоций, а медитация работает только на эмоциональном уровне.

 

- Приведите пожалуйста примеры и других методов работы психолога. Насколько важно вести личный дневник?

- Когда я работала в ЧГИФКиС, то заметила, что педагоги, учителя-предметники ЧРСШИ им.Д.П. Коркина применяли на практике самоанализ действий учеников, который очень схож сочинениями, которые писали воспитанники Дмитрия Петровича Коркина. Там они размышляют о судьбе, о своем будущем и разбирают конкретные проблемы, которые с ними происходят. Несомненно, такой глобальный, философский анализ идет только на пользу личностному росту спортсмена. Также мне очень нравится подход к воспитанникам тренера по легкой атлетике Гаврила Федоровича  Нохтунского. Он умеет формировать у своих воспитанников любовь к легкой атлетике, чувство личной ответственности за свою судьбу, заметила, что все его воспитанники умеют ставить себе долгосрочные, можно сказать, судьбоносные цели.
Еще одним очень сильном в психологическом плане подходом является ориентация на архетипические черты характера, которые обладают огромной силой. Каждый спортсмен является чьим то сыном, дочерью, представителем определенного народа, культуры. Обращение в трудные времена к национальным, культурным архетипам позволяет спортсменам черпать силы. У Александра Бека есть повесть «Волоколамское шоссе». Это книга основана на воспоминаниях командира батальона о генерале Панфилове. Так вот, командир батальона по национальности кыргыз и в тяжелые времена обращается архетипическим моментам своей нации и для него это как инструмент управления. Советую прочесть эту повесть нашим молодым спортсменам и тренерам. Вы найдете ответы на многие вопросы. 

 

- В прошлые выходные завершился турнир «Иван Ярыгин». Многие аналитики и любители спорта пишут, что нашим спортсменам не хватает «психологии», а как вы думаете насчет этого?

- Я не эксперт, чтобы давать конкретную оценку, и вообще сложно что-то сказать на эту тему. Я знаю, что сборная команда работала и надеялась на положительный результат. Допустим, если бы я была психологом сборной, то начала бы думать о том, что в моей работе имеется какая-то системная ошибка, что мешает достигать результаты. Потому что не в первый раз не оправдываются наши ожидания, почему-то притязания и реальные результаты всегда отличаются.

 

- А что нужно подправить, чтобы он шел только вверх по вертикали?

- Вопрос сложный, прежде чем что-то предпринимать нужно сделать хороший анализ. А так, есть классические моменты в подготовке высококлассного спортсмена. Это развитие интеллекта спортсмена. Чем выше уровень спортивных соревнований, тем больше роли играют интеллектуальные и волевые качества спортсмена. Ведь человеческие биологические ресурсы имеют определенные границы. Чемпион – это личность. Нужно много читать, развивать кругозор: чем больше спортсмен знает, тем больше у него будет вариантов поведения в различных ситуациях. Если человек чего-то не знает или недопонимает, то при всем огромном желании он не может это сделать, поэтому спортсмен должен много знать, чтобы у него был разнообразный арсенал приемов. И это нужно привить с детских лет. В любом случае знания придают уверенность человеку, не только как спортсмену, но и как личности, что в с свою очередь повышает уверенность в себе спортсмена. У него появляется свое мнение, своя позиция. Спортсмен в таком случае не будет теряться в стрессовых ситуациях и не воскликнет через день после соревнований, что что-то не смог сотворить на ковре, ринге, татами или дорожке. Мне вот сейчас приходит на ум интервью Павла Пинигина, журналист написал очень хороший заголовок: «Мой дед победил в Берлине». Там речь шла о каком-то турнире, где его основным соперником был борец из Германии. И до начала схватки Пинигин уже психологически одержал победу над ним. Вопрос был только в технике и физике, которую он безупречно решил. Примерно с такой уверенностью надо начинать стартовые секунды.

 

- Ваш Центр не может открыть отдел для работы со спортсменами?

- Открытие отдельного отдела вряд ли возможно и целесообразно. Наш Центр может заключить соглашение о сотрудничестве и приглашать спортсменов на индивидуальные консультации. Потому что у них, как у всех людей, есть проблема выбора – уйти или остаться. Со временем они обзаводятся семьей, воспитывают детей. Чтобы эти моменты не мешали тренировочному процессу и профессиональной деятельности, нужен грамотный подход.
 
Саина ШЕЛОМОВА.       
 
 
Поделиться:

#Новости