Изучая традиции, обычаи, культуру и быт своего народа, нельзя не отметить народные игры. Игры, будучи продиктованы условиями жизни, раскрывают культуру и быт народа.

Зима в нашей родной Якутии суровая и холодная. Долгими зимними вечерами наш предок, отвлекаясь от забот дня, в свете лучин и камелька мастерил различную хозяйственную утварь – хамыйах (ковш), ытык (мутовка) и многое другое. Материалом служило дерево – береза, лиственница, сосна, тальник. А из отрезков делал для детей различные игрушки. Тальник, который рос повсюду, служил отличным материалом для игрушек. Из тальника вырезали стилизованные фигурки коров, бычков и телят, украшали простыми прорезными узорами. Играя с ними ребенок, узнавал названия  крупного рогатого скота по возрастам (ньирэй – теленок, тыһаҕас – двухлеток и .т.д.), приобретал знания и навыки для ведения хозяйства.

b977ec3c 204c 4452 9d2b c6aa855acc04

Нельзя не отметить и воспитательную ценность народных игр. Ведь все это действо – превращение бруска дерева в утилитарные вещи и занимательные игрушки, происходило в тесном мирке своего жилища и ребенок, крутясь рядом, перенимал этот бесценный опыт. А как известно, мастерство – это смесь навыка, опыта, труда и вложенной частички  души.

Народные настольные игры – хаамыска, хабылык, баайа, тыксаан несли в себе и интеллектуальную нагрузку. В народе говорят, что ум ребенка находится на кончике его пальцев. В ходе этих игр развивается мелкая моторика, мышление, память. В непосредственной игровой обстановке ребенок учился счету, сравнению множеств, величины, т.е. усваивал математические знания.  Соревновательный характер и необходимость следования правилам игры воспитывали в детях  такие качества  как выносливость, ловкость, быстроту, смекалку, глазомер.

Игра баайа (волчок)

Надо просверлить посередине деревянного кубика размером 7 на 7 см отверствие, затем воткнуть в него палочку размером с карандаш так, чтобы  она торчала из кубика на 1 см. На каждой стороне кубика нанести или вырезать разные знаки: крест, три линии, пять линий, прорубь (круг).

Каждому игроку выдается по 11 палочек. Это их “богатство”. Крутящий волчок игрок делает ставку: один или несколько палочек. Другие кладут столько же. Первый игрок раскручивает волчок. Пока волчок крутится, остальные игроки стуча по столу кричат “прорубь”. Если волчок упадет тремя линиями вверх, играющий берет из общей ставки три палочки, крестом – он отдает три палочки из своего “богатства”, “прорубью” отдает семь, пять линий – забирает все себе. Если один выигрывает все палочки, то игра начинается сначала. Все делают ставки заново. Если кто-то обанкротится он может взять долг у друга.

Тырыынка (палочки)

Нужны тонкие палочки из дерева, длина которых равна ширине ладони. Надо сделать столько палочек, сколько может уместиться в сжатой ладони. Из одной тырыынка делают наподобие ложечки.

Первый игрок, держа на столе палочки вертикально в одной руке, резко ослабевает их захват. Затем он собирает свободно лежащие палочки, после чего при помощи специальной палочки – ложечки очень осторожно вытаскивает остальные. В случае, когда игрок при вытаскивании заденет другую палочку, игра прекращается и палочки передаются следующему игроку.

После сбора игроками всех тырыынка состязание прекращается. Победитель определяется по наибольшему количеству набранных тырыынка.

Тыксаан (фишки)

Для игры из тальника диаметром 1 см делают фишки длиной 1,5 см. Затем их расщепляют по длине на две части. Одна из продольных сторон должна быть полукруглой, другая – прямой. Общее количество фишек от 40 до 60.

Игроки сидят за столом. Один игрок собирает фишки в ладонь и рассыпает их на столе. Если 2 фишки легли одна на другую, их забирает участник, начавший игру первым. Затем он ударом среднего пальца – щелчком “отстреливает” лежачие навзничь фишки, лежачими в таком же положении. Если фишка лежит обратной стороной, то ее “отстреливают” таким же обратным. При попадании в цель (не задев другие фишки) игрок забирает пораженную фишку себе в копилку и продолжает игру. Если игрок заденет другую фишку или промахнется, то ход передается следующему игроку. Второй игрок заново разбрасывает все фишки и начинает “стрелять”. Играют до тех пор, пока фишки не закончатся. В конце игры все игроки бросают фишки парами на стол. Тот, у кого остались лишние фишки, побеждает.

БЕЗ ПРОШЛОГО НЕТ БУДУЩЕГО

Доктор педагогических наук, профессор, этнопедагог Г.Н.Волков отмечал педагогическую ценность народных игр “Воспитательное значение народных игр трудно переоценить, вот почему педагог  должен уметь использовать их в учебно-воспитательном процессе”. В настоящее время  педагогика  все чаще обращается к  народным традициям. Без истоков прошлого нам грозит воспитание бездуховного поколения.

Провозглашение государственного суверенитета Республики Саха (Якутия) дало большой толчок к пробуждению самосознания народов Якутии, их тяги к полузабытой  культуре, желания и стремления  к ее возрождению и дальнейшему развитию. Сложилась благоприятная обстановка для всестороннего  физического, духовного и  личностного развития молодежи. У родителей, педработников появились широкие возможности для поиска новых направлений и методической работы, путей достижения гармонии с окружающим миром.

В 1994 году была разработана программа «Эркээйи» по воспитанию детей путем приобщения к родной культуре.

В программе «Эркээйи» первостепенной целью является объединение сил для создания благоприятного общественного климата и бытовой сферы для приобщения детей к процессу возрождения и дальнейшего развития культуры каждого народа. Реализация этой программы началась во всех общеобразовательных учреждениях. Каждое учреждение находило свои пути достижения целей программы. Появились различные  подпрограммы, авторские разработки.

e8864864 fbf8 4c19 b93c 2e4477b37082

Так как игра в дошкольном возрасте является ведущей деятельностью, в работе детских садов одним из национальных компонентов, стали народные игры: настольные, подвижные. Неотъемлемой частью групп стали уголки национальной культуры. И в этих  уголках свое почетное место заняли  народные игрушки.

И наше ДОУ не осталось в стороне этих событий. Планово, с учетом возрастных особенностей, вводятся настольные народные игры. Следует отметить, что особо востребованы детьми игры куерчэх ытыйыы, тыксаан, хабылык, баайа.

Ежегодно проводятся турниры среди детей по игре хабылык, совместно с родителями – по играм хабылык и хаамыска.

Так, в непосредственной игровой деятельности – через любимое занятие детворы, идет приобщение детей к широкому пласту национальной культуры, к народным обычаям.

Александра ПОПОВА,

МБДОУ Павловский ЦРР – детский сад «Мичээр», Мегино-Кангаласский улус

Поделиться:

#Новости