Колымский марафон. Путевые заметки

Легкоатлетический пробег был запланирован в 2017 году, однако по разным причинам не состоялся. А в этом году нашлись более состоятельные спонсоры и появилась возможность внедрить в жизнь как один из разделов проекта ВПП “Единая Россия” - “Историческая память” в рамках Всероссийской акции “Синий платочек”. Мероприятие, посвященное 73-летию Победы в Великой Отечественной войне, имеет основную цель – правдивое и объективное освещение исторических фактов, событий 1941-1945 годов, военно-патриотическое воспитание молодежи, всех граждан России и сохранение памяти о Великой Отечественной войне.

IMG 0548

Проверенные и надежные

Костяк команды бегунов-стайеров составляли те, кто участвовал в легкоатлетическом пробеге по маршруту Якутск-Аллах Юнь-Якутск длиной 1374 км (4-11 апреля 2016 года): Егор Абрамов – мастер спорта РС(Я), отличник просвещения РФ и РС(Я), отличник физической культуры РФ, спортивный руководитель; Владимир Сивцев – ветеран гидрометслужбы, ветеран спорта; Александра Ноева – ветеран здравоохранения РС(Я), спорта, врач; Валентина Доргуева – ветеран народного образования РС(Я), неоднократный чемпион РС(Я), РФ и Европы в стайерском беге; Олег Максимов – воспитатель Чурапчинской РСШИ имени Д.П.Коркина, призер РС(Я) по бегу; Иннокентий Олесов – студент Чурапчинского ИФКиС, чемпион и призер Дальнего Востока по бегу на длинные дистанции; Илья Пестерев – глава администрации Эмисского наслега, сильно выросший как бегун за эти два года, и я, постаревший на два года, разменяв 7-й десяток. К сожалению, не смог участвовать устьалданец Иван Сивцев, получивший тяжелую травму.

С учетом увеличения усложнения, длины трассы в команду были включены опытные супермарафонцы-суточники Спиридон Макаров (Чурапча, Мугудай), Владимир Находкин и Никифор Слепцов (оба из Таттинского улуса). При том Никифор трудился и в качестве водителя своего авто – УАЗ-санитарки. Помогал преодолевать километры и водитель второго автомобиля сопровождения молодой Анатолий – сын известного супермарафонца Анатолия Басыгысова, кстати, мой коллега по профессии – геолог.

Общее руководство командой, обеспечение спортивной униформой, питанием, размещением, установление и налаживание связи с администрациями улусов и наслегов, населенных пунктов были, как и два года назад, возложены на Саргылану Неустроеву, члена Общественного Совета регионального комитета партии “Единая Россия”, с чем она прекрасно справилась.

Способ преодоления дистанции (этапов) – эстафетный, т.е.все дневное расстояние равномерно распределяется между членами команды с учетом их возраста, спортивной формы (подготовленности), поставленной задачи. При этом первое авто расставляет бегунов на трассе, а вторая автомашина их собирает и снова разбрасывает на следующем отрезке, и так до преодоления дневного отрезка. Конечно, руководителю, как наиболее опытному, виднее, кому сколько бежать сегодня. Кому-то нужно набрать необходимый километраж, потому бежать по два, а то  и три отрезка. Практиковался ранний выход спортсмена или группы спортсменов на трассу с целью преодоления большего расстояния, особенно в дни, когда надо было пройти до 300 км.

Безопасность участников пробега обеспечивалась дорожно-патрульной службой (ДПС) ГАИ улусов и городов, расположенных на трассе. Они нас “передавали” своим соседям, как правило, на границах своих улусов, районов.

IMG 0131

Первый день, или Поздний старт – жесткий график

Предстояло пробежать до с Ытык-Кюеля – 260 км. После продолжительных достаточно теплых проводов на площади Победы мы только после часа дня мы побежали к Зеленому Лугу, далее в протоку реки Лены. Поздний старт предполагал ужесточение графика передвижения, ибо пробежать такое солидное расстояние – дело очень серьезное. Погодные условия – яркое солнце, слабый встречный ветер – настраивали на хороший бег, потому первые километры пробежали очень быстро и через пару часов обедали в чайной Тюнгюлю. На границе Мегино-Кангаласского и Чурапчинского улусов нас встретили сотрудники ГАИ Чурапчинского улуса. Довольно быстро добежали до Чурапчи, где нас встретили улусные руководители физкультуры и спорта, ЧГИФКиС, ЧРССШИ, знаменитый бегун ХХ века Гаврил Нохтунский, чей рекорд на дистанции классического марафона незыблемо стоит более 20 лет. Попив горячего чая с пирожками и вкуснейшими оладьями, мы попрощались с гостеприимными хозяевами и побежали дальше. Бежать стало труднее, ибо накопилась усталость, замерзшие, промокшие куртки сковывали движение. Отрезки стали короче – 2 км, чтобы была быстрая заменяемость бегунов. В Ытык-Кюель прибыли только в 10-м часу и нас устроили в интернате для престарелых и инвалидов, в котором мы со Спиридоном Макаровым ночевали во время легкоатлетического пробега 1999 года с выполнением нормативов мастера спорта РС(Я). С тех пор утекло много воды, мы постарели на 19 лет. При встречах мы время от времени встречаемся на соревнованиях, вспоминаем тогдашние забавные случаи, славных попутчиков. Мой дневной пробег составил 26,5 км. У молодых, конечно, больше.

Любознательные юноши и друг-однокурсник

День начался с митинга на площади Победы, где на мраморных плитах вычеканены фамилии всех участников Великой Отечественной войны, павших в боях за Родину и вернувшихся домой с победой. Правда, народу было очень мало. Возложив гирлянду к подножью обелиска героям, мы в сопровождении ГАИ побежали в сторону села Уолба, где нас поджидал известный супермарафонец Василий Попов. На 30 километров до Уолбы мы потратили чуть меньше часа. Пообщавшись с Василием, сфотографировавших, побежали дальше. Здесь 3,5 км со мной бежали двое юношей – восьмиклассник и девятиклассник местной школы. Ребята очень любознательные, на бегу засыпали меня вопросами. Я тоже не отставал в любознательности.

Попрощавшись с ними и Василием, пожелав ребятам успехов в учебе и спорте, я продолжил свой путь уже в восточном направлении, преодолевая сильный встречный ветер. Через километр меня догнала вторая машина и я поехал на свой очередной забег, привалившись к теплому сиденью. Довольно быстро добежали до р.Алдан и вскоре оказались в КСК села Сасыл Томпонского улуса. Быстро перекусив из своих запасов, побежали в улусному центру – поселку Хандыга, куда прибежали засветло, ибо расстояние между с.Ытык Кюель и пос.Хандыга 180 км, и было намного легче. Особо уставших не видно. Мой дневной пробег составил 18,5 км.

Устроили нас в прекрасном четырехэтажном общежитии Геологоразведочного техникума. Для приготовления пищи предоставили кухню, где наши женщины быстро сварганили полевой ужин. Помывшись в душе, плотно поев, команда легла спать, настраиваясь на преодоление предстоящего самого длинного и трудного этапа до метеостанции Восточная. А я, пользуясь моментом, погостил у своего друга-однокурсника Валентина Винокурова, всю сознательную жизнь проживающего здесь, в Хандыге. Он родом из с.Томтор Оймяконского района – официального Полюса Холода, где обосновался Чысхаан. Валентин женился на местной девушке, Людмиле, после двух лет армейской службы приехал на работу в Аллах-Юньскую геолого-разведочную экспедицию. Начав свою трудовую карьеру с должности старшего техника-геолога, Валентин вскоре вырос до начальника отряда, старшего геолога крупной партии, однако тяжелейшая травма спины, полученная в ДТП, перечеркнула не только дальнейшее продвижение по карьерной лестнице талантливого геолога, но и поставила на кон вопрос жизни и смерти. Благодаря большому жизнелюбию и поддержке близких, Валентин выкарабкался из труднейшего жизненного обстоятельства, научился передвигаться на инвалидной коляске, овладел навыками разделки шкурок пушных зверей. Более того, научился шить из них шапки разных моделей, подшивать унты. Побывав в гостях у него в 1999-2000 годах, я радовался, видя, как был востребован, высоко ценится его труд.

IMG 9117

Третий день: обильный снегопад, размышления о супермарафоне и опасная трасса

Обильный снегопад создавал дополнительные сложности, ибо обочина дороги, по которой нам приходилось бежать, становилась скользкой и мокрой. По договоренности с вечера трое молодых, наиболее сильных ребят вышли на старт в 7 часов с тем, чтобы не терять драгоценного времени и преодолеть какую-то часть дистанции, пока основная группа будет встречаться с населением пос.Хандыга на митинге, назначенном в 10 часов. Среди встречающих (провожающих) нас были седовласые ветераны, пожелавшие нам успешного завершения начатого пробега “Синий платочек” в Магадане. Мы со своей стороны пожелали им встретить 75-летие Великой Победы в полном здравии, обещали достойно завершить пробег на бухте Нагаева. 

Авангардную группу нагнали в пос.Теплый Ключ, где они обедали. Наскоро поев, мы с Олегом Максимовым побежали дальше. Мне было интересно поговорить со спортсменом, собирающемся ныне поучаствовать в первенстве России в беге 24 часа. Решиться на суточный бег не каждый сможет. Надо иметь железное здоровье, твердый характер и огромное трудолюбие, подкрепленное достаточным объемом предсоревновательных тренировок. Мне показалось, что у Олега ещё есть время для выполнения необходимого объема работы и, главное, моральная поддержка в семье. Очень приятно, что появились молодые, сильные, амбициозные марафонцы, которые заменят наших супермарафонцев. Олег один из первых ласточек. В истории проведения чемпионатов России в суточном беге были случаи, когда побеждали совсем молодые спортсмены, как 26-летний Денис Жалыбин в 2006 году с рекордным результатом 282 км. А наш Михаил Еремисов в 1994 году в г.Подольске пробежал 264,0 километра в возрасте 32 года, установив рекорд для якутских спортсменов, который не превзойден и доныне. В 1999 году другой наш знаменитый супермарафонец Николай Матчитов в 44 года преодолел за 24 часа 258,2 км, что также очень примечательно. В данное время нет у нас таких супербегунов, т.к. многие наши возрастные супермарафонцы уже не бегают. А те, кто ещё продолжает бегать, уже находятся в таком солидном возрасте, что от них ждать хороших результатов не приходится. Как мне известно, Андрей Бурнашев, первенствовавший в России в 2013 году, не выступает в суточном беге по состоянию здоровья. В 2017 году честь Якутии защищал Дмитрий Ноговицын, который разменял шестой десяток. Никаких иллюзий насчет его успешного выступления и в этом году. Министерство спорта, Федерация легкой атлетики РС(Я), мягко говоря, не жалуют спортсменов, защищающих честь региона в этом тяжелейшем виде легкой атлетики, потому успехов нам не видать в ближайшем будущем.

Если мы хотим видеть своих супермарафонцев в числе лидеров в России, то должны привлечь молодых ребят, прочувствовавших на своих плечах радость преодоления дистанции классического марафона. Вся надежда на таких молодых, как Олег и его друзья. Вот такие мысли крутились в моей голове после общения со своим молодым попутчиком. Впоследствии Олег доказал, что он не голословен, что у него твердая цель восстановить высокую репутацию якутских супермарафонцев, потерянную в последние годы. У него самый большой километраж.

Пробегая мимо Желтого и Черного прижимов, я их не узнавал, т.к. здесь проведено очень много работ по расширению дорожного полотна, предупреждению камнепадов, снежных лавин, сооружению ограждающих металлических перил на опасных участках. Конечно, при прохождении вдоль этих прижимов и “Заячьей петли” необходимо соблюдать все меры предосторожности, ибо ситуация на дороге постоянно меняется в зависимости от времени года, даже суток. Встречных машин, к нашему счастью, практически не было и мы без всяких ЧП, преодолели этот чрезвычайно опасный участок автодороги “Колыма”и побежали уже по долине р.Кебюмэ вниз. Темнело, что также усугубляло наше продвижение вперед.

Последние, самые трудные отрезки пробегали по два километра,тратя на километр 6-7 минут, ибо было уже довольно прохладно и появилась опасность простудиться. К метеостанции “Восточная” прибежали в 10-м часу. Здесь нас любезно ждали хозяева-метеорологи, протопив печку во второй, смежной квартире, где нам предстояло переночевать. Леонид показал, где можно, где нельзя находиться, и мы, быстро поев, завалились спать. Водители и несколько молодых парней устроились в автомобилях, ибо было очень тесно.           

IMG 8462                                          

Четвертый день: ложная тревога, Уолчанский перевал и мое памятное место

Утро выдалось облачным с порывистим северным ветром. Владимир Сивцев, один из наиболее возрастных участников, пробуждающийся очень рано, вызвался на более ранний выход на дистанцию. С согласия и разрешения руководства в 7 часов, когда остальные участники только завтракали, Владимир отправился в путь. Спустя некоторое время кто-то из нас вышел на трассу “Колыма” и не обнаружил следов нашего попутчика на свежевыпорошенней обочине дороги. Поднялась тревога – пропал человек или побежал в обратную сторону. Завели машину и поехали назад – не оставить же человека одного без еды. Через три километра увидели Владимира в кабине встречного автомобиля и успокоились. Конечно, потом ему досталось на орехи от руководства и членов команды. Получилось, как в популярном выражении Черномырдина: ”Хотели как лучше, а получилось как всегда”.

До почти заброшенного поселка Кебюмэ дорога шла под уклон, и мы достаточно быстро оказались в кафе с интересным названием “Куба”. Там спортсмены подкрепились кто кофе, кто крепким чаем с пирожками. До улусного центра – поселка Усть-Нера оставалось пробежать ещё 250 км, при этом пройти знаменитый Уолчанский перевал, где пролито много слез водителей разной масти. Несмотря на не совсем комфортный ночлег, мы бежали довольно резво, ибо знали, что к перевалу необходимо добраться засветло, чтобы без особых осложений забраться на него и спуститься благополучно. Усть-нерские гаишники нас встретили в кафе-чайной “Эльга”, что расположено в 14 километрах севернее рудника “Бадараан”. Далее мы бежали под неусыпным контролем ДПС. Между кафе и рудником мы пробежали отворот дороги на с.Терють, где я в далеком 1974 году сыграл свадьбу. Жаль, что до села далековато – 20 км, а то бы съездили, посмотрели, что там изменилось, поговорили бы с теми, с кем доводилось пообщаться в то далекое время. График движения очень жесткий, потому нет возможности свернуть с маршрута и посетить это памятное, много значащее для меня место.

С большой натугой забрались на знаменитый перевал, постояли и побежали вниз по извилистой, с крутыми поворотами дороге до поселка Усть-Нера. Опять только в начале 10-го часа устроились в одной частной гостинице. Усталость неимоверная. Необходимо массировать ноги, спину. Как завтра-то будет? Кто-то простудился, кашляет. Накормили простуженных импортными таблетками. Врач Александра Ноева утром, вечером измеряет кровяное давление бегунов, прописывает необходимые медикаменты, контролирует их применение. После плотного ужина и принятия горячего  душа легли спать. Сегодня мне удалось пробежать всего 22 километра.

IMG 9062

По золотой Индигирке, некогда знаменитая автобаза и ужин при свете сотовых телефонов

Как обычно, “старики” проснулись раньше всех, однако на час позже, т.к. здесь уже другой часовой пояс и стрелки часов надо было перевести на час вперед. Однако наши транспортные средства требовали определенного технического обслуживания (диагностики и ремонта), а это возможно только после 9 часов. В 10 часов было запланировано наше участие в митинге в честь Всероссийской акции “Историческая память в РС(Я)”, поэтому никак нельзя было пораньше отправлять авангардную группу в сторону поселка Артык. Расстояние между населенными пунктами составляло “всего” 180 км, что определенно настраивало группу на оптимистичный лад.

Митинг получился достаточно многолюдным с участием ветеранов Великой Отечественной войны, детей и молодежи. Яркий солнечный день, горячие речи, теплые напутствия выступающих настраивали нас на положительный конечный результат данного мероприятия. Поблагодарив жителей столицы золотой Индигирки, попрощавщись, мы вслед за авто ДПС ГАИ выбежали из поселка. Это – в час дня. Первые отрезки у меня, у Кеши Олесова получились по 13 километров, т.к. автомобили сопровождения долго не догоняли. Вот, наконец, они появились и дело пошло намного веселее. Дорога долго шла вдоль речки Нера, в устье которой и был заложен центр улуса, геологоразведки Верхне-Индигирская экспедиция и золотодобывающий комбинат “Индигирзолото”. Где-то в 20 километрах от Усть-Неры пробежали мимо КПП ООО “Поиск”, где на будке висели плакаты “Границы России неприкосновенны!” и “Нет фашизму, нет нацизму! Нацизм и фашизм не пройдут!”, а рядом торчал настоящий станковый пулемет “Максим”.

Долины реки Нера, Артык и их притоков повсеместно отработаны, изрыты, в отвалах разного возраста. Вертикальная планировка отвалов полигонов, судя по всему, практически не проводилась. Старые отвалы залесены, закустарены. Такую же картину мы наблюдали и на колымских притоках, Берелех, Дэбин и т.д.

Предупрежденная улусной администрацией жители пос.Артык в количестве около десяти человек встретили нас на главной улице в 7 часов вечера по местному времени. Немного пообщавшись, нас повели в школу, где нам предстояло пережить ночь. Из-за сильных ветров произошла авария на электролинии и света не было. Тепло в домах поддерживалось квартальной котельной с автономным электроснабжением. Школа средняя, малокомплектная, здание постройки 1964 года, двухэтажное, каменное. Учащихся всего 35, в 11-м классе – единственный ученик. А всего в поселке проживают 350 человек, хотя зарегистрировано около 500. Во время велопробега 1980 года, совершенного нами, четырьмя геологами Янской ГРЭ, здесь трудилась многочисленная, гремевшая на весь северо-восток страны Артыкская автобаза, обеспечивавшая грузоперевозками геологоразведчиков, золотодобытчиков. На автобазе проводились испытания знаменитых большегрузных автосамосвалов “Татра”.

Очень быстро стемнело и нам пришлось при свете сотовых телефонов, налобных фонарей приготовить ужин, поесть и ложиться спать. Мой дневной пробег составил 21 км.

IMG 9037

Шестой день: самый длинный мост, печальная судьба бывших приисков, чай с запахом дыма и горящие уши

Утро шестого дня выдалось холодным: уличные термометры показывали -35 градусов. Сегодня на “утренний гандикап” вызвался Илья Пестерев. Наскоро поев, он поторопился к Магаданской области, до границы, с которой на мосту через речку Делянкир оставалось всего 50 километров. А всего до поселка Сусуман нам придется пробежать 271 км, при этом преодолеть высокий (977,9 м) Индигиро-Колымский перевал. Илью мы догнали только на 14-м километре, и я заменил его. Разбросали нас через 5 км. Бегу, машин практически нет. Ветер умеренный до сильного, с порывами, встречный. Стали замерзать уши. Затянул лыжную шапку до упора, однако это не помогало. Пришлось носовым платком прикрыть правое ухо, которое замерзло больше. Пробежал положенные 5 км, а второго авто все нет. Ждать себе дороже, поэтому побежал дальше, через пару километров увидел приграничный столб – сэргэ, установленный ещё в советское время, ибо надпись “Якутская АССР” говорит сама за себя.

Вскоре побежал по самому длинному мосту Республики Саха (Якутия), возведенному через речку Делянкир. Самым длинным мост назвали потому, что, пройдя его, необходимо передвинуть часовую стрелку на час вперед. Сразу бросается в глаза обилие заброшенных, полузаброшенных поселков-приисков. Недалеко от границы видны развалины бывшего поселка Озерный, где мы в 1980 году обедали. Осталась одна табличка с названием поселка. Грустно, но что поделаешь, такова судьба поселков-золотооловодобывающих приисков. На севере Якутии, в Усть-Янском улусе, были заброшены, ликвидированы прекрасные, полностью благоустроенные поселки Кулар, Северный, Тенкели. А на Колыме их еще больше, всех перечислять не хватит пальцев двух рук. Тоскливо как-то пробегать мимо многоэтажных домов, огромных гаражей, реммехцехов, глядящих пустыми окнами. Сколько поколений геологов, горняков, их семей здесь жило, трудилось во благо Родины, начиная с середины тридцатых-сороковых годов прошлого столетия?

После импровизированного обеда возле костра, испив крепкого, с запахом дыма чая мы очень бодро, быстро сменяясь, незаметно подбежали к пригороду Сусумана, центра одноименного золотодобывающего района. Честь подняться на Индигиро-Колымский перевал досталась мне. К вечеру стало облачно, пробрасывал снег. Правда, ветер дул с севера, сбоку, потому проблему практически не создавал. Здесь нас встретила ДПС ГАИ и попросила следовать за ними. Пробежав последние 3 км, мы оказались в центре города, где нас встретили сам глава администрации и начальник управления культуры и спорта. В здание не пригласили, поэтому стояли 15 минут промокшие, продрогшие на ветру, слушая приветственные речи хозяев. Немного отошли в кафе, куда нас завели попотчевать горячим чаем. Устроили нас в зале аэробики на гимнастических матах, тут же можно было столоваться.

Усталость была. Самое худшее, что произошло со мною, – уши-то все же оказались отмороженными. Так я сразу попал в руки врача команды, умело обработавшей мои сильно  горящие уши. Мой дневной пробег оказался рекордным и составил 32,5км, на преодоление которых потратил 2 часа 47 минут. Наибольший пробег, конечно, совершили наши молодые: Олег Максимов и Иннокентий Олесов – по 40 км.

Седьмой день на Колымской жемчужине

Старт  сверхдальнего пробега был дан в 8 часов утра от спорткомплекса Сусумана, введенного в 2016 году. Чести стартовать удостоился я, потом долго обходил город с его южной стороны. Стартовая машина меня догнала на отметке 3,5 км. Предстояло сегодня пробежать 239 км до Оротукана через некогда прекрасный поселок Ягодный. Меня всю дорогу мучил вопрос, как же выглядит сейчас этот прекрасный и благоустроенный в советское время поселок – Колымская жемчужина? Не постигла ли его судьба Бурхалы, Большевика, Кадыкчана и других населенных пунктов?

Бежалось с утра очень легко, все бегуны четко отрабатывали свои отрезки по 5 и 3 километра, отставаний, ожиданий не было. Ближе к обеду прибежали в п.Ягодный. Я сильно обрадовался, увидев, что поселок живет, почти все дома жилые. По сильно заснеженным улицам, междудворовыми траншеями ходит народ – и стар и млад. Огорчило отсутствие или малое количество учреждений общественного питания. Потыкавшись туда-сюда, не попав в почему-то кафе “Шашлычное”, мы решили пообедать всухомятку, ибо надо было экономить время, попасть в конечный пункт перехода засветло. Найдя площадку возле АЗС, наскоро закусили бутербродами с колбасой, запили остывшим чаем и продолжили свой путь. Быстро покончив с трапезой, с позволения руководителя из п.Ягодный первым выбежал я.

Погода к этому времени совершенно наладилась, потеплело, ветер стал почти попутным и я очень быстро пробежал 5,5 км, когда меня догнала группа. Ближе к 4 часам мы пробежали пос.Дебин (Дьэбин, по-якутски “ржавчина”) мост через реку Колыму. От Дебина также остались рожки да ножки, т.е одна котельная, отапливающая пару пятиэтажных многоквартирных домов. Поселок гидростроителей, расположенный на правой террасе реки Колыма также опустел, видно, что живут лишь в нескольких балках. До Оротукана пробежали мимо ещё двух также заброшенных поселков, Нексикан и Холодный.

Живности возле федеральной дороги очень мало, кое-где загогочет куропач, да видны редкие следы зайца, соболя и белки. Остроглазому Кеше Олесову удалось увидеть пару лисиц. Подбегая к Оротукану, я высматривал ивняк почти рядом с поселком, где мы наблюдали в 1980 году огромную стаю куропаток в несколько тысяч голов. В этот раз долина речки оказалось полностью изрытой, т.е. отработанной, следовательно, того ивняка, куропаток  нет и в помине. А жаль. В поселке в советское время проживало до 2-2,5 тысяч людей, функционировал единственный на северо-востоке страны завод по производству и ремонту горного оборудования. Сейчас всего этого нет, в 4-5 многоквартирных домах проживают порядка 400 человек, часть из них работает в Магаданской дорожной компании, базирующийся здесь. Работают 3-4 частных магазина, обеспечивающие всем необходимым население. Цены в 1,5-2 раза  выше, чем у нас. Однако люди живут. Нам выделили одну трехкомнатную квартиру в пятиэтажном доме. Отдохнули вполне нормально.Мой дневной пробег составил 32,0км, что очень даже прилично.

IMG 9042

1 апреля – День смеха и День геолога

Пробег начался в 8 часов моим выходом из поселка. На трассе нас поджидала ДПС ГАИ на машине “Волга-ГАЗ-24”. На вопрос, где остальные, я ответил, что выйдут через полчаса, и они решили сопровождать меня, поехали вперед. Минут через 20 меня догнала первая машина, которая разбрасывала бегунов по отрезкам.

Сегодня было 1 апреля – День смеха, потому хотелось кого-нибудь разыграть. Утро было достаточно теплым, легкий ветерок дул в спину и до обеда (всухомятку) я достаточно легко преодолел два перевала. На втором из них, на перевале “Дедушкина лысина”, высотой 977,0м перекусили и с ветерком влетели в поселок Атка, пройдя 194 км. Здесь нас встретили, устроили в одном из двух сохранившихся многоквартирных домов, в трехкомнатной квартире. Если не считать отсутствие воды в квартире большим недостатком, то условия для одной ночевки вполне приличные. Мой дневной пробег составил 22,0км. Вечером я отметил свой профессиональный праздник – День геолога. Меня поздравили руководство и участники пробега, за что им спасибо!

Сногшибательные цены в Палатке, второй финиш и рекордные километры

Девятый, последний день пробега начался также довольно рано, ибо я не дождался открытия придорожного кафе, проглотив кусочек бутерброда с яичком, вышел на трассу и побежал к финишу. Предстояло пробежать 209 километров до столицы колымского края – Магадана, в котором я был в последний раз в 1992 году проездом на бухту Провидения... Сегодня очень ответственный день. Как-то сложится дорога? Какая будет погода? Морской климат обязательно себя покажет, особенно на отрезке Сокол – Магадан.

Меня догнали на 13-м километре пути, далее по старой испытанной схеме из расчета 30 километров в час. Все честно и четко отработали свои отрезки, никто никого не задерживал. Пробегая мимо заброшенного поселка Карамкен, я вспомнил, как в далеком 1980-м мы на бешеной скорости летели на своих велосипедах с Яблоневого хребта, как упал наш командир Сергей Булатов, сломав переднюю втулку спортивно-дорожного велосипеда “Спутник”, как в последний день резко обессилел сильный, молодой Валентин Рыженков, как в пос.Палатка нас встретил и поил чаем председатель комитета по ФКиС Хасынского райисполкома с редкой колоритной фамилией Пушка. Вот имя его, к сожалению, не сохранилось в моей памяти... Кстати, попытался я порасспрашивать у работников кафе про этого Пушку, однако никто из них не мог сказать ничего вразумительного. Увы, прошло очень много времени – 38 лет.

Нынче в Палатке никто нас не встречал. В придорожном кафе с сногшибательными ценами мы поели горячую пищу, ребята водители съездили на шиномонтаж подлатать запаску, и мы продолжили свой путь.

Погода к этому времени напрочь испортилась, пошел мокрый снег, подул встречный ветер. Между Соколом и Магаданом шел такой густой снег, что невозможно стало что-либо видеть в очках, встречные автомобили обдавали нас грязным мокрым снегом. В 20 километрах от Магадана, к нашему счастью, снег перестал идти, ветер поутих, принял другое, северо-западное направление, как бы извиняясь за те неудобства, препоны, которые причинил нам ранее. К стеле “Магадан” в 3 км от въезда в город мы прибежали раньше условленного времени, и у нас оказалось достаточно времени, чтобы переодеться во все сухое. К 6 часам появились телерадиожурналисты, автобусы со спортсменами, школьниками, Затем нас заставили вернуться назад, объединиться с основной группой и финишировать второй раз для телесъемок. Потом были поздравления губернатора Магаданской области Владимира Печеного, руководителя регионального комитета партии “Единая Россия”, представителей молодежи, ветерана Великой Отечественной войны, ответная речь нашего руководителя Саргыланы Неустроевой, передача памятных синих платочков магаданским товарищам-спортсменам. Честь повязать платочек с нашими автографами на шею губернатора области была доверена мне, что я и сделал. Дневной пробег оказался рекордным – 33 километра.

IMG 9962

Синие платочки – символ силы духа и упорства            

Вот и завершился наш пробег – один из этапов партийного проекта “Историческая память” в РС(Я)”. С чувством исполненного долга перед памятью своих родителей, дедушек и бабушек, кровью и потом ковавших Победу над фашистской Германией, мы ехали обратно домой, а синие платочки, переданные нами магаданцам, будут держать путь дальше, в Хабаровский край, далее – до столицы нашей Родины Москвы...  Ещё долго в нашей памяти останутся эти незабываемые девять дней, когда мы, молодежь и седовласые ветераны спорта, были проникнуты одной-единственной целью – достойно пробежать эти 2025 километров и пронести эти синие платочки – символ силы духа, упорства и верности наших матерей в тяжелую годину, когда решалась судьба Родины, до далекого берега Охотского моря  и передать их своим соседям-магаданцам.

Степан ЛЫТКИН,

общ.корреспондент, ветеран труда и спорта                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

                                                                                                                                                         

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

                                                                                                            

Поделиться:

#Новости