О поездке на марафоны Russialoppet

Сама идея поездки на лыжные марафоны витала давно и не раз и не два обсуждалась с друзьями-лыжниками. Но каждый раз что-то мешало – то отпуска не совпадали, то с проездом проблемы. Ключевым стал год 2018-й, когда решил в одиночку поехать на разведку. Выбор пал на лыжный марафон Европа – Азия, который проводится в Екатеринбурге.

На разведку

Почему именно ЕА? Сейчас как-то сложно ответить сразу – то ли географическая близость, то ли ещё что… Может, потому что марафон классический, а в силу суровых климатических условий якутской зимы лыжники, не имеющие возможности выезжать на тренировочные сборы в более тёплые регионы, большую часть тренировок выполняют именно классическими ходами. Словом, по тем или иным причинам, пожертвовав отпуском и бесплатным проездом, я попал в Екатеринбург в конце февраля на лыжный марафон. Предварительно 10 дней покатался на хорошем снеге и на хороших лыжных трассах в Юлийских Альпах, в Словении. Набрал за зиму почти 1000 км объёма на лыжах и, по уверениям тренеров, этого должно хватить, чтобы добежать марафон. Именно просто добежать, а не претендовать на высокие места. Ну, нам они и не светят, так что хватит и дойти до финиша. Сам марафон из-за бесснежной зимы проводился по кругу длиной 17,5 км и сокращен до 35 км. В атмосфере тёплой и дружеской с праздничным настроением отбежал классический марафон ЕА. Приятный бонус – медаль финишера, именная майка с номером и бесплатный обед после финиша. Итак, первый шаг был сделан, получена первая печать в паспорт Russialoppet. На волне эйфории от пройденного марафона началось вынашивание плана на следующий сезон 2018-2019 гг.

2a215af3 9543 4434 ab4f dff6f010c193

Накануне

Год 2019-й. Решение после долгих раздумий принято было в пользу самого большого в России международного лыжного марафона – Дёминского. И после него по уже проторенной тропе и по старой памяти, по пути домой, посетить ещё раз Европу – Азию. Надо отметить, что выбор марафонов вкупе с приобретением авиа- и жд/билетов на соответствующие даты занятие довольно-таки непростое, особенно для человека, зажатого в рамки очередного отпуска. Самый сложный вопрос – это определиться с жильем.  Забронировать отели по маршруту следования необходимо как можно раньше и располагаться они должны как можно ближе к месту будущего старта. Местом, где можно покататься, была выбрана столица Чувашии, город Чебоксары.

После многочисленных консультаций с тренерами, разговора со старшим тренером сборной РС(Я) по лыжным гонкам Я.Г. Поповым, звонка тренера Майинской ДЮСШ В.А. Кононова было принято окончательное решение. Очевидный плюс выбора состоял из двух основных факторов – близость лыжной трассы и дешевое жилье. Из минусов – довольно сложная логистика (добирался через Казань). К моей радости, чебоксарские трассы оказались очень хорошего качества, с довольно разнообразным рельефом, набором высот и дистанций. И при этом было довольно многолюдно в любое время суток. Начиная с самого раннего утра и до позднего вечера, уже затемно видел лыжников, катающихся с налобными фонарями. Неделя катания под чутким присмотром местных тренеров пролетела как один миг.

Из гостеприимной Чувашии наш путь лежал через Казань в столицу и далее в Ярославль, ближе к заветному Дёминскому марафону. Жильё было заблаговременно забронировано в гостевом доме, недалеко от Центра лыжного спорта Дёмино. Гостевой дом «Старт» - это большой двухэтажный коттедж, с отдельными двух-, трехместными номерами и просторной кухней. С другими постояльцами нас проживало 16 человек. Команда из подмосковной Дубны привезла с собой продукты и готовила еду сама. Мы питались в кафе лыжного центра, около 1 км пешком. Мы – это Сивцев Алексей из Мирного, Ирина Егорова из Мегино-Кангаласского района и я. Ирина в этом году уже пробежала в Саратове лыжный марафон Сокольи Горы и финишировала на 4-м месте.

Накануне гонки в лыжном центре развернули свои палатки сервис-бригады для подготовки лыж. Из известных брендов были представлены фирмы Toko, Optiwax, Kuzmin и куча разных местных и неместных умельцев по подготовке и смазке лыж. Мы предпочли специалистов Optiwax. Скорее, выбор был немного спонтанный, но всё же надёжнее было связываться с фирмой-производителем лыжегоночной смазки. Разумеется, весь этот сервис работал за деньги. В среднем подготовка лыж для классической гонки, включая мазь под колодку стоила 2500 р. Вообще, подготовка и выбор того или иного варианта смазки зависит, как мне кажется, большей частью от прихотей погоды. К примеру, с вечера может стоять ясная погода, а утром запорошить всё снегом. К счастью, в тот день не было особой перемены погоды. Было тихо и морозно.

8b1bda66 015f 490d a9af 9509ccbc460d

«Большая гонка большой России»

Получили лыжи за два часа до гонки, чтобы иметь возможность откатать и опробовать держание колодки. Лыжня местами леденистая и скольжение было хорошим, чего не скажешь о держании. После откатки вернулись к смазчику – у меня мазь покрылась тонким слоем льда, «подмерзла». Но смазчики – народ ушлый и быстро устранили подмерзание наложением другой мази поверх той. После этого нанесли какую-то жидкость из небольшого флакончика, извлеченного из кармана, с последующей обработкой щеткой. Эмульсия? Потом ещё раз откатили лыжи, вроде нормально, да и времени мало до старта оставалось. В идеале, конечно, откатать бы несколько пар лыж и выбрать самую быструю…

За 15 минут до старта открывается стартовая поляна и лыжники занимают места согласно своим номерам. В этом году старт производился с трех карманов с разрывом в три минуты. При этом элитная группа, почти целиком состоящая из олимпийских чемпионов и призёров, ну, минимум призёров первенств России, строится отдельно, чуть впереди первой колонны. Участников более 500 человек. Алексей Иванович стартует под 333 номером, Ирина – 444-й номер, я – 74-й. Дело в том, что новичков всегда ставят назад. Это чревато тем, что могут возникнуть заторы, выбираясь из которых теряешь драгоценные секунды, а может и минуты. С этой точки зрения я был в более выгодной позиции, стартуя с первой сотни. Разминочную одежду сложили в пронумерованные большие пакеты и оставили на стартовой поляне. Волонтеры потом их рассортируют по номерам и после финиша выдадут.

Звучат слова напутствия, выстрел (негромкий и невнятный хлопок) и вся масса лыжников приходит в движение. Вначале медленно, затем по мере удаления от стартового городка все быстрее. Сразу со старта лыжня идет в подъем, не то чтобы крутой, но и не пологий. Все лыжни, а их четыре нарезано, заняты. Каждый идёт по своей и особо резвых пока нет, все спокойно и каждый знает, что разборки начнутся сразу же после окончания этого подъема. Обошлось без заторов, и, выскочив на равнину, каждый занимает свой эшелон (соответствующий подготовке и скольжению лыж) и далее начинается локальная борьба с более-менее равными соперниками. А там уже кто во что горазд – кто без мази на одних руках расталкивается (дабллполинг), а кто-то, как и я, на мази, одновременными ходами.  Пункты питания примерно через каждые 7 км. Чай, морс, изотоник. Все четко, организованно, девушки стоят справа от лыжни и держат в руках бутылочки с питьем. Пьём на ходу и дальше… И наконец, самый ожидаемый спуск. Спуск, с которого твои лыжи вынесут тебя на мостик перед трибунами и дальше понесут, как на крыльях, к финишному створу. А там волонтеры снимут чип с ноги, наденут медаль финишера… дальше горячий чай, бананы, хлеб… и ощущение послегоночной эйфории. Может, мы себе не признаемся, что едем на марафоны именно ради этих нескольких минут? Либо это ради тех минут, когда ты свеж, полон сил и катишь со всеми в пелетоне? Не знаю, но большинство говорят расхожую фразу – «для себя». Возможно, они лукавят.

Это потом все встанет по своим местам – где-то недоработал, где-то бездарно катился «рюкзачком» за кем-нибудь, где-то не так в поворот зашёл. А пока фотографии на память (уже с медалями), обед по талончикам и отдых. Впереди, через неделю, новый марафон.

2888ec5f 3ba7 49da 9a93 8694531c5457

Здравствуй, марафон Европа – Азия!

Далее наш путь лежит в столицу Урала, в славный город Екатеринбург. Алексей Иванович после Дёмино улетел в Мирный. Мы с Ириной прилетели в Кольцово ранним утром. Нет, наверное, лыжника, который бы не следил за прогнозом погоды. Вот и мы ежечасно заглядываем в гаджетах на сайты Гисметео и рп5. Пока погода ровная, не холодная, но и плюса тоже нет. До марафона всего ничего – каких-то 4 дня, из коих надо выделить три дня тренировочных и один на просмотр трассы. Держим курс на турбазу «Хрустальная», что в 26 км от города. Как мы и предполагали, трассу только начали готовить. Два трактора расчищали большую поляну от снега, до земли. И ратрак только перед нами поехал нарезать лыжню. Но выбора нет – едем за ратраком, как, оказалось, поехали на 15-километровый круг, знакомый мне с прошлого года. Замкнули круг – дальше выхода нет, значит, второго круга пока нет. Да и этот круг, не самым лучшим образом подготовлен оказался. Много торчащих из снега кустов, нет-нет, да и цепляющихся за лыжи. Местами узковато – проблемно будет ехать большой толпой.  На следующий день, по приезде на трассу узнаём от местных, что будет две петли – одна 15 км и вторая 35 км, причем второй круг с выездом на стелу Европа – Азия. Идем по второй петле, тренировка заодно и просмотр трассы. Вчерашняя трасса нам кажется чуть ли не идеальной, по сравнению с этой – кустов заметно больше, повороты есть почти под 180 градусов, в двух местах проезжаем под ж/д полотном (лед и сажа) лыжи жалко очень – снимаем лыжи и пробегаем, понимаем, что во время гонки придётся пролетать на лыжах. Далее трасса идет вдоль Московского тракта, пересекая заезды, то ли в деревни, то еще куда. Не везде успеваем растормозиться и пару раз пролетаем через такие заезды, сердце кровью обливается при мысли о состоянии скользяка на лыжах. Так и замкнули круг, хорошего мало, но раз приехали –  надо бежать. Еще одна тренировка, день отдыха и – здравствуй, марафон Европа – Азия!

Организация самой гонки неплоха: все согласно регламенту: теплые палатки, питание, открытие, музыка, старты вовремя, без задержек. Из минусов – не организованы места, где можно оставить разминочную одежду. Мы попросили знакомого студента из Мирного побыть с нами, провожать-встречать на старте-финише, ну и покормить на трассе. Спасибо большое Семену Попову за поддержку и понимание. Это немаловажно, ибо местные приезжают на машинах с группой поддержки.

Старт в 11-00 ч на 35 км и через 15 минут на 50 км. Стиль свободный.  Провожаем вдвоем Ирину, с места старта вроде ушла неплохо, где-то в голове колонны. Главное, беречь инвентарь в сутолоке общего старта. Обошлось без поломок. И через пять минут зовут уже занимать места в стартовом коридоре участников марафона на 50 км. Мой верный оруженосец провожает меня как рыцаря в крестовый поход, бережно накрывает курткой от ветра… Старт дан. Мы довольно плотной группой выкатываемся на поле и уходим на первую петлю. Никто не торопится, это хорошо. В первый подъем заходим двумя колоннами, никто никому не мешает и темп комфортный. Но на спуске начались обгоны. Те, у кого лыжи быстрее, вынеслись вперед, и наш строй начал распадаться на отдельные группы. В принципе на марафонах (любительских) так и происходит – те, кто посильнее уходит сразу, а оставшиеся разбираются меж собой.

92bb137d 5b00 4975 8964 0ed81a11763b

Первый пункт питания расположили ну очень далеко – на 15-м километре, едва успеваю перехватить из рук верного оруженосца бутылочку с изотоником. Жажды особой не было, но пропущенный пункт питания в начале гонки может аукнуться где-нибудь на 45-м километре, отнимая последние силы. На всякий случай, с собой пояс с гелями. Пару гелей SIS я все же ухитрился употребить в ходе гонки. Не то чтобы пополнил запасы организма, но вполне хватило для поддержки. Примерно на 35-м километре догнал небольшую группу, ведомую двумя более молодыми лыжниками, и далее почти до финиша катил за ними. За пару километров до финиша трое резким рывком ушли в отрыв. Я попробовал зацепиться, но сил хватило только на то, чтобы оторваться от группы метров на десять. Так и доехали до финиша.

Дальше ждало небольшое разочарование – в этом году нет медалей финишера. Нет так нет. Пошли лучше обедать, макароны с мясом, хлеб и горячий чай. Все по талончикам. Правда, есть приходится стоя, неудобно, тесно, но кому сейчас легко. Никому. Из палатки питания идем смотреть протоколы гонки на 35 км. Находим нужную фамилию и, к нашей радости, на второй строчке. Значит, есть медаль! 

После заминки подъехала Ирина, теперь ждем награждение. Тут же без проволочек объявляют о начале церемонии награждения. Волнительный момент, ведущий объявляет: «Серебро уезжает в село Хоробут! Надеюсь, я правильно произнес название? Ирина Егорова!». Фотографы всё снимают. Всё для истории! Медаль! Не зря ехали.  Я, к примеру, прикатил на 155-м месте из 375 участников. Но так или иначе программа-минимум выполнена. 50 км пройдены за 2 часа 39 минут и 19 секунд (по плану 2:40:00). Получаем заветные печати в паспортах Russialoppet. 

4fdc46c0 08c1 4637 bea0 c32ac7e8c6ce

Пора планировать следующий сезон

Вот так закончился отпуск. Быстро пролетели три недели. Было много новых мест, много новых знакомств и, самое главное, приобретен бесценный опыт участия в международных марафонах. В Дёмино, пожалуй, нужно будет в будущем вернуться и пробежать полный «полтинник», коньком. Может быть даже в следующем году. И пора уже планировать следующий сезон, 2019/2020 год. Почему так рано? Потому что на производстве (работаю в горнодобывающей отрасли) отпуска планируются за год. Начало следующего отпуска будет, видимо, привязано к дате проведения лыжного марафона.  Да и жилье бронировать, особенно на марафонах, где число участников превышает 5 тысяч, надо заранее.  Заманчиво, конечно, посмотреть новые места катания, проехать ещё пару марафонов… Финляндия Хиихто, Васалоппет, Марчалонга, Энгадин, Трансжурасьен или Доломитен Лауф, да и мало ли на свете интересных мест. Двигайтесь, занимайтесь спортом и путешествуйте!

Алексей КУРНЕВ,

Дёмино – Екатеринбург

Поделиться:

#Новости