4HS0G6219

Sportyakutia.ru – продолжает цикл публикаций, посвященных 60-летию развития вольной борьбы в Якутии

С заслуженным тренером Якутии и России Иваном Сивцевым мы разговаривали в тренерской борцовского зала ЦСП “Триумф”. За почти четыре десятка лет тренерской работы ему есть что рассказать. Начиная с того, как он родился в многодетной семье в Ольтехском наслеге Усть-Алданского улуса. Тут требуется уточнение – в семье было десять детей. Его отец Николай Николаевич всю жизнь имел дело с пашней, занимался выращиванием разных культур и за ударную работу был награжден орденами Красного Знамени и “Знак Почета”.

“Мои родители были простыми тружениками, – вспоминает Иван Николаевич, – но твердо придерживались принципов здорового образа жизни”. Юношей-школьником Иван Сивцев поехал в Чурапчу и начал постигать азы борьбы у легендарного Дмитрия Коркина. Те времена вспоминает с особой теплотой: “Отличный был коллектив, где каждый делал свое дело от души”.

Давайте разговор с заслуженным тренером начнем с времен его тренерской работы в Усть-Алданском улусе.

1420

– Весь мой багаж как тренера был заложен в родном Усть-Алданском улусе, – говорит Иван Николаевич. – Там я состоялся как тренер, завел семью. В те времена в нашем улусе работали прекрасные тренеры Степан Сивцев, Андрей Протопопов, Иван Жирков, Николай Рожин, Николай Крылов, Федот Мигалкин, братья Анатолий и Николай Константиновы... Отличный коллектив тренеров-единомышленников. Благодарен судьбе, что работал с такими людьми, настоящими профессионалами своего дела. И немудрено, что, имея такой сильный тренерский коллектив, команда Усть-Алданского улуса ежегодно выигрывала чемпионат республики на призы Николая Тарского. Общекомандный Кубок брали целых 17 раз! А ведь это просто сказать. За всем этим стоят тонны пота, пролитых в тренировочном зале.

– Вы же учились в знаменитой школе Дмитрия Коркина?

– Да, после восьмого класса уехал в Чурапчу в знаменитую спортивную школу-интернат легендарного Дмитрия Петровича Коркина. Решил туда уехать по совету своего земляка Федота Протодьяконова, ставшего впоследствии мастером спорта. Я же рос в маленьком селе и поэтому многое было для меня в новинку. С ходу попал в большой коллектив с кипучей деятельностью. В Чурапчинскую школу-интернат приезжали ребята со всех концов республики. Отбор проводил сам Дмитрий Петрович.

С большой благодарностью вспоминаю своих тренеров, педагогов, воспитателей. Особенно Константина Постникова, Варвару Ефимову, Алексея Шадрина. Добрым словом могу помянуть всех – начиная с рабочих, поваров, технических работников. Сейчас понимаю, насколько это был слаженный, дружный трудолюбивый коллектив. Остались только самые теплые воспоминания о тех временах. За два года учебы и тренировок я получил столько, что хватило на всю жизнь. Чурапчинская школа-интернат сыграла большую роль в моем становлении.

jpg098

– А каким был легендарный Дмитрий Петрович? Какими были его тренировки, методика?

– Прежде всего он был хорошим аналитиком и психологом. Считаю, что это самые главные качества талантливого педагога и тренера. А его отношение к жизни, методика тренировок, педагогические приемы – это целый океан. Здесь нужно поговорить отдельно.

Дмитрий Петрович при отборе учитывал не только борцовские качества парнишки, но и такие факторы, как строение тела, характер, целеустремленность. И свою дальнейшую работу с борцом проводил, учитывая все эти нюансы. Как талантливый педагог, умудренный жизнью психолог – он смотрел на годы вперед. В этом его величие и уникальность.

jpg107

– Отражается ли в вольной борьбе национальный характер того или народа?

– Конечно, одно то, что народы России живут в разных климатических условиях, накладывает свой отпечаток. Говорят же, что свою роль играет и определенный ландшафт местности. Жили же наши предки в суровых условиях без электричества и газа. В итоге выработалось такое важное качество, как выносливость. И национальная борьба хапсагай была частью нашей культуры, как и у монголов, тувинцев, бурят, хакасов, дагестанцев, осетин, чеченцев, грузин, азербайджанцев... Каждая школа борьбы имеет свою изюминку, которая так или иначе проявляется во время борцовской схватки.

А козыри якутской школы борьбы – стремительность и выносливость. Яркие примеры – Роман Дмитриев и Павел Пинигин. Они не отличались рельефной мускулатурой, недюжинной силой, но брали свое стремительными проходами, неожиданными бросками, несгибаемым характером и твердой волей.  

– С середины 90-х годов возникло новое явление – легионерство. Вы сейчас имеете к этому прямое отношение.

– Да, наши ведущие борцы на крупных соревнованиях выступали и выступают под флагами других государств: Александр Контоев представлял Белоруссию, Леонид Спиридонов и Семен Семенов – Казахстан, Иннокентий Иннокентьев и Айаал Лазарев – Кыргызстан... Сейчас Андрей Бекренев должен оформить документы (вид на жительство), чтобы выступать за Белоруссию.

Сейчас некоторые говорят о наших легионерах: вот, мол, они “белорусы”, “казахи”, “таджики”, “киргизы” борются за спортивную честь другого государства. В общем, они – не наши. Как это не наши? Они ведь родились, выросли в нашей республике, и на крупных турнирах представляют, прежде всего, якутскую школу борьбы. Их везде воспринимают как якутов и якутян.

И притом, тропу в этом направлении проторили воспитанники Дмитрия Коркина. Валерий Керемясов вместе с Владиславом Андреевым поехали в Белоруссию, где добились неплохих результатов. Василий Уваров очень плодотворно сотрудничал с тренерскими штабами сборных Казахстана, Кыргызстана, Белоруссии – добившись участия якутских борцов в Олимпийских играх под флагами этих стран. Воспитанники тренера Михаила Скрябина – Игнат Андросов и Виталий Корякин выступали за Таджикистан. Мы и в дальнейшем должны придерживаться этого направления.

img-20150509-wa0049 resized

Это не легкий путь, как многие думают. Там нас не встречают с распростертыми объятиями. Там ты – легионер, чужак. И ты должен быть на голову выше местных борцов и на тренировках, и на соревнованиях. Только тогда тебя воспримут. А если ты среди них ничем не выделяешься, то все – ставят на тебе крест. Там имеют право могут сказать: “Никакие легионеры нам не нужны, у нас есть свои ребята!”

И вдвойне бывает обидно, когда нам и здесь говорят: “Так вы же киргизы”. Тут, как говорится, без комментариев. Как можно так сказать, например, об Айаале Лазареве с его чисто якутским менталитетом. Он родился в чисто в якутской семье, здесь учился, занимался борьбой. Думаю, такое могут сказать люди с низкой культурой и ограниченным кругозором. Или же неудачники по жизни, не добившиеся в своей сфере ничего путного.

600420 10156567496890167 4255635881318097731 n-560x373

– Как обстоит дело с развитием вольной борьбы в странах Средней Азии? Насколько там уделяют внимание этому виду спорта?

– Не скажешь, что там нет конкуренции. А если взять конкретно Кыргызстан, то там, действительно, на сегодняшний день нет борца-тяжеловеса. И в эту страну, чтобы получить возможность выступить на международной арене на уровне сборных – вполне могут приехать сильные тяжеловесы из Северной Осетии, Дагестана, Чечни, Ингушетии, Москвы, Красноярска... Поэтому то, что Айаал Лазарев представляет Кыргызстан, является итогом соответствующей работы. Просто так, по мановению палочки – ничего не получится. Да и трудно получить гражданство любой страны. Если бы это было так просто, борцы валом валили бы в другие страны, становясь в очередь. Но ведь этого нет.

– Есть устоявшееся мнение, что якутские борцы могут успешно выступать только в легких весовых категориях.

– Да, такое мнение устоялось еще с советских времен. Была негласная установка (и я бы даже сказал, политика): вы, мол, должны готовить борцов в категориях 48 и 52 кг. Сейчас даже появилось понятие “якутский вес”. И немудрено, что такое мнение устоялось даже у наших болельщиков.

У нас были и есть хорошие борцы более тяжелых весовых категорий, которые добились звания мастера спорта международного класса. Это – братья Николай и Нюргун Чукровы, Семен Семенов, Евгений Коломиец, Айаал Лазарев, Увар Тимофеев. В чем они уступают борцам из других регионов? К этим борцам могу добавить и Леонида Спиридонова, боровшегося в весовой категории Павла Пинигина.

Так что есть проблески в этом вопросе. Якутские борцы могут успешно выступать в любых весовых категориях, что и доказал Айаал Лазарев, став чемпионом Азии, добившись права выступить в Олимпийских играх. В финале чемпионата Азии он выиграл у олимпийского призера, иранца Гасеми.

1763105 0

– Наверное, методика подготовки борца-тяжеловеса строится совсем по другому, нежели у “мухачей”?

– Да, здесь другая методика. Основной упор делается на тактику и “физику”. Айаал Лазарев за последние годы сделал очень большой объем работы. Думаю, все это мы осознаем чуть позже. Раньше мы даже не мечтали о том, что якутский борец-тяжеловес станет чемпионом такого континента, как Азия.

– Иван Николаевич, наш разговор подошел к концу. Ваше пожелание в преддверии юбилейных мероприятий.

– В спорте преемственность играет большую роль. Если мы говорим, об определенной школе вольной борьбы, то она зиждется прежде всего на людях. Вот главным тренером сборной работал Степан Петрович, с которым мы успешно работали еще в Усть-Алданском улусе. Сейчас нашей борцовской сборной верховодит Владимир Кириллин, которого я вызвал с села Мытаах Горного улуса. С ним я работал в Училище олимпийского резерва.

Иван Дмитриев, которого я тренировал, когда он был школьником, – сейчас ведущий тренер республике. Это именно он является первым тренером двукратного чемпиона мира Виктора Лебедева. Вот такая преемственность должна быть.

Вы сами знаете, насколько коротка спортивная карьера. Сейчас ряд наших ведущих борцов повесили борцовки на гвоздь. Этих парней, накопивших немалый опыт, мы не должны бросать на произвол судьбы. Пусть они работают не только тренерами, но и руководителями спортивных подразделений.

Федор РАХЛЕЕВ,

Sportyakutia.ru

   

Поделиться:

#Новости

В Древней Олимпии зажгли огонь летних Игр, которые пройдут в Париже

В Греции зажгли огонь летних Олимпийских игр-2024