В связи с юбилейной датой невозможно обойти историю развития борьбы в республике. В далеком 1956 году выпускник физкультурного института им.П.Лесгафта Василий Румянцев на общественных началах открыл секцию вольной борьбы в средней школе №2 г.Якутска. С этого и началась развиваться якутская школа борьбы, которой в этом году исполнилось 60 лет. На посту спорта номер один стояли такие личности, как Кирилл Григорьев, Николай Волков, Николай Неустроев, Дмитрий Коркин, Роман Дмитриев, Василий Уваров, Василий Гоголев, Валерий Керемясов, Александр Иванов, Иван Сивцев, Степан Сивцев. И каждый из них внес свою лепту в становление и укрепление борцовского братства. И так же, как и почерк, профессиональная деятельность тренера разительно отличаются друг от друга.
С 2013 года у руля команды тренеров стоит Владимир Кириллин. И если бы я спросила, как вы оцениваете работу главного тренера, то услышала бы как минимум десять вариантов. Так сделали бы другие, но мне, чтобы вникнуть в суть дела, этот вопрос надо задать самому тренеру. Кстати, направляясь на интервью, я знала о нем только то, что он строгий тренер и принципиальный человек.
- Владимир Николаевич, как восприняли новость о назначении вас главным тренером? Не побоялись ответственности?
- Это был конец 2012 года. Президент федерации спортивной борьбы Республики Саха (Якутии) Егор Борисов попросил предоставить список кандидатур на должность старшего тренера. Как раз в феврале я вместе с командой находился в Минске на учебно-тренировочных сборах. Когда сказали, что я в числе кандидатов на этот пост, удивился. Конечно, волновался, потому что должность подразумевала колоссальную ответственность. Если действительно выберут меня, думал, то какой у меня будет план работы, какие корректировки надо внести в тренировочном процессе и вообще с чего нужно начать.
Через несколько дней во время утренней тренировки коллеги поздравили меня с утверждением, к своему удивлению, новость воспринял спокойно, но все же не верилось.
- Трудно ли было выбирать старших тренеров по возрастным категориям?
- Как раз в последние дни в Минске мне позвонил директор Школы высшего мастерства Александр Афанасьевич Игнатьев и сказал, что нужно определиться со старшими тренерами среди юношей и молодежи. При выборе важно было не ошибиться, потому что от каждого из нас зависела судьба команды. Через несколько дней мы приехали в Якутск. Честно говоря, в те дни я находился в каком-то подвешенном состоянии, потому что вроде бы являлся старшим тренером республики, но формально об этом нигде не было объявлено, поэтому мне просто в это не верилось. И я не стал бегать впереди паровоза. Ходил сам по себе, делал то, что от меня требовалось, а в голове куча вопросов, от которых невозможно было избавиться.
- О чем вы тогда думали, что волновало?
- Конечно, в первую очередь, думал о большой ответственности. И лишь затем – смогу ли я выдержать весь этот груз? Думаю, когда в жизни наступают неожиданные перемены, то все мы находимся в одинаковом положении: я был застигнут врасплох, к тому же неопределенность в выборе старших тренеров прижимала меня в угол, а срок огласки кандидатур уже стучался в двери. Как раз тогда Александр Афанасьевич позвал к себе и сказал, что через несколько дней у нас состоится встреча с президентом федерации Егором Афанасьевичем Борисовым. Этот разговор на все 180% прояснил ситуацию.
На должность старших тренеров было много достойных кандидатур, и я услышал мнение каждого, кто имеет компетентное мнение о борьбе. Мы выбирали сообща вместе со спортивным руководством республики. Остановились на кандидатуре Станислава Захарова, старшего тренера среди молодежи, и Прокопия Иванова на пост старшего тренера среди юношей. В марте состоялся чемпионат республики по вольной борьбе памяти Николая Тарского, где мы уже новым тренерским штабом встретились с руководством федерации во главе с Егором Афанасьевичем, министром спорта Михаилом Дмитриевичем и обсудили предстоящие планы на текущий олимпийский цикл.
- С каким настроем вы начали работать? Каково это пройти адаптацию в старом-новом коллективе и тяжело ли создавать команду с нуля?
- Свою тренерскую карьеру я начал с 1993 года и с того момента бок о бок работал со всеми тренерами республики по вольной борьбе и лично знал и знаю каждого. Поэтому был железно уверен, что при любой погоде и при любых обстоятельствах мы всегда друг друга поддержим.
- Какие изменения внесли в тренировочном процессе и какова ваша методика?
- В первое время я очень долго думал над нововведениями: что можно внести, а что убрать. Задачей номер один было поднять общий интерес тренеров и дополнительно мотивировать спортсменов, поэтому после долгих обсуждений с вышестоящим руководством мы внесли критерий отбора в состав сборной команды республики. Его основными требованиями являются итоги выступления на чемпионате России и международном турнире Гран-при Ивана Ярыгина.
Основной упор сделал на работу личных тренеров, потому что именно они отвечают за результат борца. К тому же я полностью уважаю их труд и стараюсь не вмешиваться в ход работы, но в тоже время не оставляю их без внимания. Учитывая климатические условия нашего региона, обязательным пунктом внесли выездной сбор спортсменов на горных местностях, где они могли набрать нужный объем. Также еще одной новинкой можно считать непрерывный круглогодичный тренировочный процесс. Для реализации этих направлений мне очень помогли Георгий Балакшин, который тогда являлся первым заместителем министра, и наш научный руководитель Владимир Торговкин. На мой взгляд, в любом трудовом коллективе каждый работник должен отвечать за свое поле деятельности, лишь тогда будет командная работа на результат. У нас в Школе высшего спортивного мастерства слаженную и профессиональную работу ведут шесть направлений: руководство, тренер, спортсмен, медицина, психология и наука.
- Если не секрет, то как складывалась ваша тренерская карьера?
- В феврале 2005 года меня назначили на должность старшего тренера среди юношей, тогда тренерским составом руководил Иван Сивцев. Летом после финала первенства России в составе сборной страны вместе с Виктором Лебедевым, Иннокентием Иннокентьевым, Николаем Аянитовым, Тимуром Пестеревым и Михаилом Ивановым направились на подготовительные сборы в спортивную базу Иткол (Кабардино-Балкария). Сборы были связаны с подготовкой к первой Спартакиаде школьников России. В то время старшим тренером среди юношей только что был назначен Анзор Темботов.
Вы знаете, в мужском коллективе никто не встретит тебя с распростертыми объятиями. Они сперва проверят на вшивость и лишь потом сделают кое-какие выводы. И я не стал исключением от так называемой «проверки». В одно утро мне сообщили, что я являюсь дежурным тренером, и сказали вести полноценную тренировку сборной команде. Представьте, перед тобой стоят восемьдесят спортсменов из различных регионов России. Твоя задача донести до них свои требования, чтобы каждый услышал и подчинился твоей команде. Помню, на тот момент меня озадачила первая зарядка и две последующие тренировки. Хорошо, что у меня был план работы и по ходу тренировок, смотря от ситуации, он мог меняться. Конечно, дико волновался, но экзамен все-таки выдержал, а потом вплоть до 2009 года я вместе со сборной ездил по сборам в качестве тренера сборной команды, проводил тренировки и помогал старшему тренеру. За эти годы я здорово закалился, приобрел бесценный опыт тренерского дела, познакомился со многими хорошими людьми, приобрел добрых друзей и наладил долгосрочные контакты.
- Насколько тесно вы общаетесь с тренерами из других регионов?
- Поверьте, никто из твоих конкурентов не укажет на твои слабые стороны. Они скажут – ребята, все отлично, все получается, продолжайте в том же духе. В этом деле не может быть советчиков, только ты сам должен искать свои ошибки.
На большом ковре все должны рассчитывать на самостоятельность, поэтому работа тренера – это постоянный поиск. Я благодарен близким друзьям-коллегам, за эти двадцать три года совместной работы мы прошли через все. Были взлеты, поражения и удары судьбы, о которых сейчас трудно говорить, но я все выдержал благодаря их поддержке. Эти моменты жизни я принимал как экзамен на стойкость. Я просто был обязан пройти через это, чтобы дойти до сегодняшнего дня.
- Наверное, для тренера победа воспитанника – это самый счастливый момент.
- Вы не поверите, но победы твоих воспитанников скоротечны, быстро забываются, зато каким-то образом остаются в памяти поражения. Они как тупой нож режут твое сердце по самое не могу. Хотя если так подумать, то без проигрышей не бывает побед. Все через это проходят, и благодаря этим поражениям они добиваются больших высот в своей карьере. А в тренерской работе без поражения не обойтись и с этим надо смириться. Потому что это питает тебя изнутри, это дает тему для размышления, и это же подгоняет тебя только вперед.
- Неужели? Тогда вопрос поставим по-другому: чьи победы больше всего вам запомнились?
- В 2005 году сборная республики по вольной борьбе в командном зачете заняла первое место на I Спартакиаде школьников России. Золотые медали в копилку сборной принесли Виктор Лебедев и Михаил Иванов. В тот год я сам готовил план подготовки сборной и впервые ощутил всю ответственность за команду. А в 2006 году Михаил Иванов выиграл золотую медаль первенства России в Нефтеюганске. И та самая минута победы Михаила осталась в моей памяти как один из самых эмоциональных моментов. Вместе с безграничной радостью я уверенно почувствовал, что мы движемся по правильному направлению. Потом в 2007 году Осип Михайлов завоевал титул чемпиона России и приумножил мою радость, а в 2010 году Петр Сивцев стал бронзовым призером чемпионата страны в Волгограде.
Начиная с 2013 года по сегодняшний день, все победы наших воспитанников Егора Пономарева, Ньургуна Скрябина, Виктора Рассадина, Виктора Степанова, Ньургуна Александрова, Тимура Николаева, Ариана Тютрина, Владимира Флегонтова, Вячеслава Ефремова, Николая Охлопкова, Тимура Пестерева приносят мне не только радость, но и чувство гордости за нашу школу. Без ложной скромности скажу, что они придают мне уверенность. А чего стоит серия триумфов Виктора Лебедева! Это отдельная тема для беседы. Самые запоминающиеся – это абсолютное лидерство на первенстве мира среди юниоров, победы на чемпионатах России, мира, Европы и на турнире Ивана Ярыгина. Это ни с чем несравнимый момент, потому что это было в период моей работы.
- Кроме побед, бывают и поражения, иногда они связаны с психологическим барьером, как можно безболезненно устранить эту проблему?
- Только усиленной работой во время тренировки. Если объем твоего труда соответствует планке, которая есть в мировом спорте, то никто никогда не станет для тебя препятствием. А если ты знаешь, что на тренировках не хватает и 30% нагрузки, что выполняют твои соперники, то всегда будешь сомневаться в себе и останешься позади них на несколько шагов. Спортсмен не должен жалеть себя и тем более опускаться до поблажек. Чем больше он работает, тем больше уверенности он обретает, а пропущенные тренировки это подрыв твоей крепости и стабильности. Но есть и такие, которые умело маскируют свой настрой, и даже если они не так уж подготовлены, то все равно дадут жесткий бой и будут биться до последнего.
- Интересно, можете их назвать?
- Таким был Михаил Иванов, Осип Михайлов и такой есть Виктор Лебедев. Это высококлассные спортсмены, которые готовы оставить на ковре абсолютно все: биться ради победы и ради результата. С такими людьми легко работать. Они не показывают безалаберную борьбу в одни ворота и рано или поздно своего добиваются.
- А есть такие спортсмены, которые близки вам по духу?
- Да, конечно. В 1993 году моя тренерская карьера началась со спортивного зала села Мытах Горного улуса. Туда меня направил по линии РСДЮСШОР директор Школы высшего спортивного мастерства Вячеслав Павлович Карпов. Тогда ко мне в зал пришли семилетний Петя Сивцев, Осип Михайлов, ему было 9 лет, и Дьулустан Сергеев, 11 лет, также Дима Яковлев, Коля Константинов, Спиридон Мамаев, Кеша Михайлов и другие. С тех пор прошло много лет, но несмотря на возраст они в моих глазах всегда остаются детьми. Я искренне радуюсь их успеху в жизни. Думаю, единственная причина моей «слабости» - это то, что они выросли на моих глазах, а вот к сегодняшним моим подопечным совсем другие требования.
- Вы строгий тренер. Как можно узнать, что вы довольны результатом, а когда нет?
- У меня все по справедливости: если спортсмен умеет работать, то он всегда будет у меня на виду, а если нет, то на нет и суда нет.
- Значит ли, кто работает, того и ругают?
- Да, это весьма жизненное утверждение.
- А как вы воспринимаете критику?
- Мне нравятся якутские болельщики. Несмотря на любые расстояния, на растущий курс доллара и финансовую нестабильность они своим присутствием поддерживают ребят на многих главных стартах. Будь это чемпионаты России, выход на Европу, чемпионат мира или Олимпийские игры. А на критику я особо внимания не обращаю. Да, согласен, есть недостатки, есть проблемы, но мы все делаем, чтобы их устранить и эти просчеты появились не сегодня и не сейчас, а были изначально.
- Бывает ли так, что болельщики борьбы звонят на сотовый телефон или пишут в ватсапе какие-то рекомендации и советы.
- Я советуюсь с тренерами и вышестоящим руководством. Предпочитаю придерживаться плана подготовки к основному старту, не люблю переходить от одного к другому. Если я буду слушать каждого, то просто потеряюсь в этих советах. На сегодняшний день главная задача команды – это турнир Ярыгина.
- Знаю, что в тренировочный процесс вольников приходит на помощь специалист по греко-римской борьбе. И об этом мало кто знает.
- В этом направлении работаем с января 2014-го. После новогодних праздников вопрос обсудили с директором Школы высшего спортивного мастерства Александром Афанасьевичем и пригласили в Якутск Алима Мухаметовича Урусмамбетова на десять дней после чемпионата ШВСМ. Теперь он наш частый гость и во время летних сборов приезжает к нам, а на выездных сборах помогает в организационных вопросах и тренировочном процессе.
- Как вы думаете, сейчас борцы полностью зависят от указаний тренера или могут в чем-то дать себе свободу выбора. Это может быть связано в выборе весовых категорий или вопросов легионерства.
- В любом случае он должен советоваться с тренером, тем более в таких деликатных вопросах. Для чего тогда существует тренер? И это вполне закономерная зависимость, потому что спортсмен – это боец, а работать в зале и показывать результат – его ежедневный труд.
- Возможно, кто-нибудь из ваших детей захочет выбрать стезю борца?
- Об этом не может и быть речи.
- Почему?
- У меня три дочери.
- Как вам повезло, живете в «цветнике», а ваши девочки интересуются спортом?
- Средняя дочка занимается стрельбой из лука, старшая и младшая особо не интересуются. Мне кажется, не стоить делать из этого обязаловку, все должно быть по желанию. Лично меня родители с самого детства приучили к свободе выбора, всего добиваться самому и отвечать за свои поступки.
- В семье вы старший ребенок?
- Нет, я седьмой, а из сыновей средний. Нас было четверо парней и семь девушек.
- А как вы пришли в вольную борьбу?
- Я окончил физико-математической класс Диринской средней школы Чурапчинского улуса. Там секцию вольной борьбы вел заслуженный тренер ЯАССР Михаил Егорович Захаров. Он и научил меня азам борьбы, поставил общефизическое развитие и привил настойчивость в характере. Позднее, когда я только начинал работать тренером в Мытахском наслеге (Горный улус), он приезжал и помогал своими советами. В моей жизни были трудные моменты, и в эти черные дни он тоже был рядом со мной. Я за все безмерно благодарен ему! Вообще, с тренерами мне всегда везло. В студенческие годы со мной работали Егор Николаевич Старостин и спортивный врач, а ныне руководитель научной лаборатории ИФКиС СВФУ, кандидат педагогических наук Петр Иванович Кривошапкин. Они тоже многое во мне вложили. Их советы, наставления до сегодняшнего дня помогают в моей работе. Они привели меня к этому пути, поэтому относиться к ним с уважением дело чести. Кстати, мы сейчас вместе работаем с Егором Николаевичем.
- Что такое, по-вашему, идеальный отдых, и есть ли на свете место, где вы чувствуете себя комфортно?
- Это мой дом в Бердигестяхе и осенний лес, когда я на четыре или пять дней уезжаю с друзьями на охоту. На природе я отдыхаю всей душой. Вот где я только не был, но не знаю места лучше Якутии! Мы живем в прекрасной стране, у нас сразу четыре сезона, природа нас балует своими дарами, и мы должны отвечать ей взаимностью. Я люблю один бродить по затихшему осеннему лесу, прислушиваться к звукам и полной грудью дышать исцеляющий воздух, а по вечерам вести с друзьями задушевные беседы у костра.
- У каждого из нас были и есть мечты, которые мы хотели бы реализовать во взрослой жизни.
- Когда я только начинал работать тренером, то мечтал вырастить своих ребят достойными спортсменами и вместе с ними пройти все вплоть до включения в состав сборной России. Позднее все это сбылось. Осип Михайлов и Петр Сивцев вошли в состав сборной страны, и я вместе с ними разделил весь этот нелегкий, но интересный путь. А тогда это казалось чем-то недостижимым. Потому что мы были так далеко от центра, в маленькой деревне Мытах Горного улуса, на дворе стоял 1993 год. Сейчас я с особой теплотой вспоминаю годы работы в этом наслеге и благодарен людям, которые поддерживали меня, тогда еще совсем молодого тренера.
С возрастом я перестал предаваться мечтам, мне легче строить планы и работать над их реализацией. Сейчас моя главная цель, чтобы якутские спортсмены в составе сборной России показывали результативную борьбу на мировом ковре и приносили медали высшей пробы.
- Кроме борьбы, каким видом спорта интересуетесь? Может, у вас есть любимая футбольная команда, за которую вы болеете?
- Смотрю биатлон, в последнее время стал интересоваться стрельбой из лука. Больше других развлечений нет, меня полностью поглощает и устраивает моя работа. Потому что спортсмен приходит ко мне и в моих обязанностях сделать из него хорошего борца, и поверьте, очень интересно наблюдать за его профессиональным ростом. И от меня напрямую зависит, каким спортсменом, а самое главное, каким человеком он станет в будущем.
Саина ШЕЛОМОВА.