Наши отцы, деды, затем заменившие их полуголодные, плохоодетые старики и женщины, выполняли государственное задание-завоз продовольствия, снаряжения на базу золотодобытчиков прииска “Аллах Юнь”, преодолевая в пути длинные, крутые перевалы, незамерзающие наледи-тарыны, не имея нормальных условий для сна и отдыха в необустроенных зимовьях, разбросанных на расстоянии 40-50 км друг от друга. На одного грузоперевозчика полагались 3-4 упряжки, а от одного колхоза до 5-6 человек, следовательно, до 15-20 упряжек. Много тысяч тонн груза было перевезено за годы лихолетья за счет самоотверженного труда наших предков для обеспечения стабильной деятельности золотодобывающих приисков Аллах-Юньского золотоносного района. Свидетелей тех событий, тем более участников грузоперевозок, осталось совсем немного...
Команда наша, как я понял, была подобрана по принципу участия всех девяти районов, принимавших активное участие в грузоперевозках, т.е. из нынешних улусов было привлечено по одному представителю, исключение составил Амгинский улус, проделегировавший двух участников-бегунов: ветерана спорта Александру Ноеву и главу Эмисского наслега Илью Пестерева. Общее руководство пробегом ЯРО ПП “Единая Россия” возложило на очень энергичного, предприимчивого человека, руководителя Общественного фонда “Амма кырдала” Саргылану Александровну Неустроеву и не ошиблось. Она успешно и оперативно разрешало все маленькие и более крупные пробле-мы, возникающие в пути, т.к.команда была собрана “с бору по сосенке”, разновозрастной, многие познакомились только здесь, в пути следования. Быстрая, коммуникабельная, когда надо, решительная, Саргылана находила нужные слова, оптимальные решения для улаживания хозяйственных вопросов, поддержания необходимого морального настроя в разношерстной команде ветеранов и молодежи. Ей ассистировала Сусанна Александровна Еремеева из Общественной организации “Арктик-леди”, обеспечивая своевременный прием пищи спортсменами, невзирая на возникающие трудности, отсутствие элементар-ных условий.
Многоопытный спортсмен, ветеран педагогического труда, физической культуры и спорта, мой друг и соперник Егор Константинович Абрамов отвечал за спортивную часть пробега, ибо ему тоже не приходилось отбирать спортсменов, потому имел дело с теми, кто имел возможность поучаствовать, т.е. ветеранами-пенсионерами и тремя молодыми бегунами, из которых более-менее известен любителям легкой атлетики только молодой тренер из села Борогон Усть Алданского улуса, призер Игр народов Якутии 2014 г. в с. Нам в беге на 10000 и 5000м Иван Сивцев. Выпускник Чурапчинского ИФКиС Олег Максимов представлял Намский улус, хотя сейчас живет и работает в Нюрбинском улусе. У него и самого молодого участника пробега, 19-летнего Иннокентия Олесова из Мегино- Кангаласского улуса-все достижения впереди. Все зависит от них самих, их отношения к тренировкам, целеустремленности в выполнении поставленных целей. Опережая события, скажу, что ребята выдержали все испытания: сильный встречный ветер, длинные подъемы-тягуны, бездорожье, снежные заносы, грязь и лужи и достойно завершили дистанцию длиной 1374 км. Будем следить за их дальнейшим ростом. Ребята очень хорошо показали себя при подъеме на перевал Сэттэ Дабаан, установлении памятного знака, когда потребовались немалые физические усилия, чтоб доставить тяжелые стальные трубы, мраморную плиту с памятной надписью, расчистить площадку на промерзшем гравийно-галечном грунте. Молодцы! Думаю, что остался довольный ими и наш спортивный руководитель Е.К.Абрамов.
Кроме вышеназванных молодых людей, как сказано выше, в команду были включе-ны и мы, ветераны, имевшие за плечами не один сверхдлинный пробег. Егор Абрамов кроме руководства всеми спортсменами, сам представлял Чурапчинский улус и во время коротких привалов успевал оставлять на снегу автограф “Чурапчы”, те самым отдавая дань уважения и признательности грузоперевозчикам своего улуса. Надо отметить, что Егор Константинович прибежал в Ааллаах Юнь во второй раз. В 2004 году он совместно с Егором Егоровичем Петуховым, приводил сюда студентов Чурапчинского института ФКиС. Егор Егорович, как и Аким Константинович Татаринов-известный краевед- энтузиаст, много сил и времени отдаюший изучению истории грузоперевозок золотодобытчикам, был в составе данной экспедиции. Ему Усть –Майские товарищи доверили свою видеокамеру, с которой он не расставался ни на минуту, фиксируя все наши перемещения, многочисленные встречи и проводы. Бесконечны были беседы Акима Константиновича о богатой истории Якутско-Охотского почтового тракта. Как учитель, проучивший многие поколения якутян, он охотно делился своими знаниями с участниками пробега, используя любой подходящий для этого момент. Я думаю, что его слова впитывали в себя наши молодые спортсмены, также учащиеся Усть Майской и Эльдиканской средних школ, с которыми мы встречались.
Амгинский улус проделегировал двух участников: ветерана спорта Александру Ноеву, по совместительству медика нашей группы и Илью Пестерева, главу Эмисского наслега, кстати, первым установившего памятную плиту с именами своих земляков, участ-вовавших на грузоперевозках в суровые военные годы, перевале Шаман недалеко от реки Амга. Если в возможностях Ноевой наш руководитель не сомневался, то физические кон-диции Пестерева настораживали. Однако Илья Ильич показал, что не зря признавался луч-шим среди своих коллег при сдаче нормативов ГТО на недавнем съезде глав муниципальных образований, твердо и последовательно придерживаясь здорового образа жизни. В его лице мы заимели ещё одного любителя, в дальнейшем, пропагандиста оздоровительного бега. Как рассказывал Илья Ильич, в наслеге физическая культура - в почете. В средней школе, насчитывающей около 80 учащихся, популярны настольный теннис, легкая атлетика. В подтверждение его слов, на развилке дороги в с.Алтан нас встретила группа школьников, занимающихся бегом и сопроводила нас до с Эмисс. Совместное прохождение хоть и маленького кусочка дистанции с известными бегунами не пройдет бесследно и мы вскоре услышим об успехах эмисских бегунов на республиканских и дальневосточных дорожках. В планах Ильи Ильича-продолжение исследования истории Ааллаах-Юньских грузоперевозок, также организация многодневных конных переходов с участием юношей-школьников.
Валентина Доргуева, представлявшая Тааттинский улус и Александра Ноева выполняли свою тренировочную программу перед очередным чемпионатом России по су-точному бегу.Объем, объем,ещё раз объем! Как говорится, тяжело в ученьи, легко в бою.
Какие задачи пресследовал 67-летний Владимир Семенович Сивцев,ветеран метеорологии,представлявший в этот раз Олекминский улус,т.к.около сорока лет прорабо-тавший на метеостанции Тээнэ, что на реке Олекма, мне неведомо, тем более, что он в конце марта в составе группы намских спортсменов пробежал из с.Нам до с.Елечей, преодолев около 200км. Большой романтик, по детски удивляющийся красотам природы, он не раставался с сотовым телефоном и при прохождении своего отрезка дистанции, запечатлевал интересные моменты и виды, порой забывая, что он этими остановками продлевает время прохождения отведенного ему отрезка 2-3км, что непростительно при эстафетном способе преодоления трассы, когда требуется от каждого участника максимальная или близкая к максимальной скорость, ибо отводится время на отдых и восстановление. А физические кондиции у Сивцева прекрасные для своего возраста.
В с.Усть-Мая к нам присоединился ещё один спортсмен, Андросов Николай Адольфович, тренер ДЮСШ по борьбе хапсагай. Надо сказать, что он, не имея беговой тренировки на длинные дистанции, достаточно уверенно держался на трассе, аккуратно пробегая свои отрезки. Коммуникабельность, тактичность помогли ему быстро подружиться с нашей молодежью, незаметно влиться в коллектив. Пожелаем ему успехов в воспитании юных борцов-хапсагаистов. Один из его воспитанников является кандида-том в сборную команду Республики Саха на участие в Играх “Дети Азии”.
Документы истории грузоперевозок бережно хранится в стенах Национального архива РС(Я), в котором желающие узнать странички истории могут найти ответы на все интересующие их вопросы. В реализации проекта “Историческая память” также огромна роль Национального архива, ибо история грузоперевозок в 1941-45гг. изучена недостаточно, а при составлении сборника о подвиге Ааллаах-Юньских грузоперевозчиков в годы Великой Отечественной войны потребуется переворошить, систематизировать тысячи архивных документов. В организации и проведении данного многодневного пробега активно участвовал Национальный архив в лице первого заместителя Руководителя Натальи Николаевны Малышевой, очень доходчиво рассказывающей о специфике работы в Архиве, своих коллегах, изданиях, появившихся в последнее время.
Вернемся к спортивной составляющей пробега. Для того, чтобы добежать до лик-видированного пос. Ааллаах –Юнь за 4 беговых дня, необходимо преодолеть 681 киломе-тров, а за день в среднем 170 километров в час, следовательно, за 10-11 часов можно преодолеть такое расстояние. Такого темпа и старались поддерживать в течение дня. Особенно трудно было преодолеть наисложнейший участок пути от Эльдикана до Ааллаах-Юня, протяженностью 258 км. Мощный снегопад, прошедший буквально накануне нашего прибытия в Усть-Маю, намного осложнил проезд наших авто через перевал, следовательно, и наше прохождение по колее, проложенной автомобилем “Урал”. Нашей, третьей бригаде достались последний отрезок длиной 50 километров перед развилком дорог в сторону Ааллааха и завершающие 33 километра, проложенные вдоль правого борта долины реки Ааллаах до самого поселка(заброшенного). Однако и здесь были длинные(до 1,5км) подъемы-тягуны, которые изматывали изрядно. Как зашло солнышко, стало прохладно и быстро темнеть.
В Ааллаах Юнь прибежали при свете фар, потому разглядеть как следует легендарный в прошлом поселок приискателей не пришлось. По рассказам Е.К.Абрамова, в 2004 году здесь проживало около 40 старожилов-золотарей пенсионного возраста и местные жители-эвенки и якуты. Нас встретили работники ООО “Поиск”, базирующегося здесь, эксплуатирующие россыпные месторождения, расположенные поблизости. Самого директора Владимира Ивановича Артеменко здесь не оказалось, однако он по рации передал распоряжение своим работникам, чтоб встретили нашу группу на уровне. Александр Филиппович Толмачинский-главный механик предприятия предложил всем попариться в бане, что было совсем кстати. Все 18 человек были расселены по теплым, уютным домам.
Утро дня отдыха выдалось ясным и достаточно морозным. При осмотре поселка обнаружили около десятка дымящихся труб. Сегодня предстоял подъем на перевал Сиэллээх знаменитого хребта Сэттэ Дабаан с целью установления памятного знака участ-никам грузоперевозок в годы Великой Отечественной войны. Хозяева на автомобилях и снегоходах “Буран” подвезли нас к подножью горы, далее ехать на авто нельзя, поэтому переложили трубы и мраморную плиту на сани “Бурана” и с большим трудом подняли на седловинуперевала, через которую проходила санная дорога. Слева по распадку оставались 4 штольни, пройденные в ходе разведки и последующей отработки золоторудного месторождения. Прямо удивительно, как геологоразведчики вгрызались в каменную гряду, изучая строение и запасы данного месторождения. Я, как мог объяснял своим любопытным попутчикам увиденное. Подъем по крутому серпантину на предполагаемое место установки памятного знака каждому удался по разному: кто-то поднялся на одном дыхании, а кто-то часто останавливался, перенося дыхание, в душе проклиная себя за дурные привычки...
Лидерам всегда достается больше. Здесь в этом я убедился ещё раз. С молодыми Иннокентием и Олегом мы раньше всех поднялись на седловину, нашли наиболее подходящее место на развилке двух дорог, хорошо видимое отовсюду, стали чистить площадку, ибо стоять на ветру и ждать остальных было себе дороже, застываешь на ветру в пропотевшей тоненькой курточке. С выбором места согласились остальные подоспевшие и мы, дабы на застыть совсем, стали ещё шустрее раскапывать промерзший грунт, таскать крупные камни для придавливания крестовины знака. Надо сказать, что памятный знак изготовлен из стальных труб высотой до 3 метров, в виде конской дуги с колокольчиком на самом верху, чуть ниже болтами прикрепили черную мраморную плиту с надписью:“Перевал Сэттэ Дабаан Якутско-Охотского тракта(1736-1921г.г.). Помним трудовую доблесть и мужество якутских грузоперевозчиков-колхозников на Аллах-Юнь(1932-1954г.г.). Слава героям нашей Родины!” Факт установления знака сопроводили троекратным выстрелом-салютом из двух карабинов и быстро покинули это место, ибо промерзли до мозга костей. Как другие, не могу сказать, а я отогрелся, только пробежав 1,5 километра до подножья горы, где были оставлены наши автомобили. Этот небольшой отрезок почтового тракта дал нам понять, как тяжело она преодолевалась грузоперевозчиками, лошадьми в те далекие времена, в лютые морозы, когда плевок не долетал до земли, а ветер дул всегда, насквозь продувая плохо одетых, полуголодных людей, которые также, как мы сегодня, торопились скорее пройти это место и спуститься в ручей, где было потише, значит, не так холодно.
Утром следующего дня, установив пару памятных знаков на стене помещения бывшей почты, поблагодарив гостеприимных хозяев-старателей за теплый прием, мы двинулись в обратный путь. Мы будем рады, если узнаем, что внесли хоть немного нового, свежего в жизнь этого незаслуженно забытого поселения, переживающего не самые лучшие времена. На встречах с жителями мы узнали о том, что они бесконечно бла-годарны руководству и персоналу ООО “Поиск” за постоянную заботу, поддержку их бытия в этом удаленном, забытом поселке. Об этом я сказал на встрече нашей группы с жителями столицы на площади Победы 11 апреля, где присутствовали и руководители вышеназванного Общества. Повторю и сегодня.
Обратный путь, дорога домой, всегда кажется более короткой. Это-истина. С чувством исполненного долга перед своими земляками-грузоперевозчиками, участвовав-шими на доставке необходимых продуктов и снаряжения золотодобытчикам в суровые годы Великой Отечественной войны, мы буквально летели, не замечая протаявшую, местами превращенную в “кисель” или нескончаемые лужи на пониженных участках дороги, которые приходилось обходить, теряя драгоценные минуты, порой проваливаясь, набирая полные кроссовки холодной воды. Бегом проскочили Эльдикан, далее самый сложный отрезок зимника между ним и улусным центром и только в девятом часу добежали до желанного спортзала, где нас ждали поролоновые маты, на которых предстояло пережить ночь. Проанализировав ситуацию с потеплением и последующим превращением дорожного полотна в непролазную жижу, решили выходить на старт в 8 часов утра, чтобы успеть пробежать опасные участки до полудня. В Усть Мае мы расста-лись с Николаем и с водителями Григорием и Александром, с которыми успели подружиться за эти четыре дня.
Позавтракав в спортзале, загрузив рюкзаки и спальные мешки, мы, бегуны, поторо-пились в Амгу. Поскольку в наличии был лишь один автомобиль, а второй только вышел из Амги, решили бежать сначала все вместе, чтоб в дальнейшем сложить пройденные всеми дистанции, пообедать у дорожников “Амма суола” на 77-м километре, а дальше бежать в сопровождении двух автомобилей. У дорожников чувствуется твердая рука их руководителя Архипа Константиновича Слепцова- везде и всюду чистота и порядок. Пока пили чай, просмотрели по ТВ бой знаменитого Пакьяо с американцем Тимати Бредли. К нашей радости победил индонезийский боксер.
Дальше продолжили бег в эстафетном варианте, темп заметно ускорился и к 5 часам мы уже стояли на перевале Шаман гора, далее бежать невозможно-грязь и лужи, да и дневная норма отработана на сегодня. Многие, в том числе я, её перевыполнили.
Последний день начался с митинга на площади Победы с.Амга. Секретарь местного исполкома политической партии “Единая Россия" Степан Семенович Бурнашев и председатель улусного Собрания народных депутатов Алексей Дмитриевич Карманов тепло поздравили нас с выполнением поставленных задач, в первую очередь, установле-ния памятного знака в честь якутян, колхозников, участвовавших на грузоперевозках. Они пожелали доброго пути, успешного его завершения в столице Республики Саха(Якутия). Их доброе напутствие сопровождало нас в течение всего дня и мы благополучно финишировали в пос.Нижний Бестях. Потом была встреча на площади Победы. Самое отрадное то, что среди встречающих были генеральный директор ООО “Поиск” Владимир Иванович Артеменко, главный геолог Наталья Дорофеевна Белокурова, чьи сотрудники на удаленной базе так тепло встретили нашу достаточно многочисленную группу, обогрели, покормили свежей олениной, помогли вывезти на седловину Сиэллээх хребта Сэттэ Дабаан и установить памятный знак, прониклись уважением к колхозникам-грузоперевозчикам, героически вы-полнявшим государственное задание по обеспечению бесперебойной деятельности золотодобытчиков. Мужчин, ушедших на фронт, заменили колхозницы-молодые девушки и женщины, проявляя нечеловеческие усилия по своевременному завозу грузов на базу Аллах Юнь. На этом тракте также ковалась победа над фашистской Германией. Я думаю, что молодые ребята, которые были с нами рядом все эти 8 дней, тащили наверх трубы и мраморную табличку, на сильном пронизывающем ветру устанавливали на верхотуре памятный знак, наверняка, поняли смысл многодневного пробега, в груди у них зародилось чувство гордости за дедов и бабушек, которых, к глубокому сожалению, практически не осталось в наших рядах. Ещё раз хочется повторить известную пословицу о том, что у народа, непомнящего свое прошлое, нет и будущего. Как говорил выше, исследования об истории грузоперевозок не завершены, они только начаты, потому задача каждого, которого как-то коснулись грузоперевозки, написать свое или участника(дай,Бог, конечно) воспоминание и передать в архив. Возможно, воспоминание войдет в сборник. Степан Лыткин – общ.корреспондент, ветеран труда и спорта, участник пробега.