Взгляд со стороны

Популярный спортивный блогер Вимтя Кравченко дал большое интервью на сайте Sports.ru Вадиму Кораблеву. "Спорт Якутии" представляет вашему вниманию вырезку из интервью по теме Якутии и Игр Манчаары в Бергидестяхе, на котором прошлым летом побывал блогер. 

Олимпиада в Якутии: счастливые люди, шикарные дисциплины, награждают автомобилями. При этом в деревне постоянно гаснет свет, а газ ведут уже 15 лет

  

– Игры Манчаары – это прямо самая настоящая Олимпиада для якутов?

– Это больше, чем Олимпиада, хотя тоже проходит раз в четыре года. Если на Олимпиаде ты метаешь копье, то здесь соревнуешься в видах спорта, в которых соревновались твой отец, твой дед. Они этим живут.

– Я правильно понял, что к Играм Манчаары даже делают инфраструктуру – стелят дороги и так далее?

– Да, все очень серьезно. Каждый район Якутии подает заявку на конкурс, где выбирают место соревнований. Они там спорят, рассказывают о своих преимуществах, хвастаются, какие объекты могут построить. В этот раз Игры отдали селу Бердигестях (6 тысяч человек населения – Sports.ru).

И это было нереально. И по организации – я уже рассказывал, как меня встретили, – и по ажиотажу. Чтобы ты понимал: открытие Игр на их страничке в инстаграме в лайве смотрело 24 тысячи человек. Ни один матч ФНЛ столько зрителей не соберет.

У Манчаар на страничке 207 тысяч подписчиков, у паблика Спорта Якутии – 100 с лишним тысяч. И это при том, что население Якутии – миллион человек (по данным за 2022 год, 990 538 человек – Sports.ru).

Думаю, им престижнее выиграть соревнования по мас-рестлингу, чем представлять Россию на Олимпийских играх.

Якутия – очень спортивный регион. Просто топ.

– Ты в этом ролике совсем другой. Прямо чувствуется восторг.

– Это была одна из самых сложных съемок, потому что я только что сложно переболел ковидом. В Якутию я полетел со вторым отрицательным тестом, там разница во времени, я не спал всю ночь. Когда приехал в Бердигестяхи, не понимал, что меня там ждет. И настолько они зарядили меня… Так все это искренне, с таким удовольствием. Мне было тяжело, но я реально был там счастлив.

– Самое классное соревнование?

– Где крутятся через палку.

Это просто какая-то жесть. И прыжки через нарты.

Я не представляю, что смог бы когда-то таким заниматься. Они никак не ограничены по времени, хотя даже ультрамарафон ограничен. И ты херачишь, сколько можешь. И люди делают это, пока не теряют сознание. Один парень там установил рекорд – прыгнул через нарты 720 раз. Это ужасно много.

Ты просто представь, как должна выглядеть тренировка: каждый день приходишь и прыгаешь через нарты до тошноты. И просто мечтаешь, что когда-то тебя наградят на Манчаарах. Кстати, сцену, где награждают победителей, в Бердигестяхах построили за полтора дня до соревнований. Она очень простая, с небольшим навесом. Спортсменам вешают на шею алюминиевую медаль, которая не дает никакого продвижения в разрядах. И вот они выходят – и они так счастливы.

Правда, там во время награждения отрубился свет. Ничего не было видно, всех объявляли без микрофона.

– Ты говоришь про алюминиевые медали, но там ведь за победу в каких-то дисциплинах давали машину.

– Да, у некоторых дисциплин есть спонсоры. Например, у тех же стрельбы из лука и мас-рестлинга, которые считаются топовыми.

– То есть это не местное правительство выделяет деньги?

– Не-не, они тоже. Там есть фонд, в котором копятся деньги, которые идут на машину. Или даже на квартиру.

Знаешь, что еще прикольно? Они, например, понимают, что у них не идеально развита стрельба из лука, поэтому спонсоры говорят: «Мы с мужиками решили дать машину тому, кто выиграет в стрельбе из лука». Почему якуты так могут?

– Якуты – супер.

– Когда вспоминаю об этом, у меня мурашки по коже. Давай представим, что я попрошу тебя опубликовать на Спортсе объявление, что я завтра дам пять миллионов рублей победителю турниру по шашкам. Как думаешь, многие захотят заняться шашками?

– Ну конечно.

– И ведь, по сути, это смешная цифра для многих бюджетов. Подарить машину, какую-нибудь «Ладу Весту», – это 800 тысяч, ну около миллиона.

В Якутии в этом заинтересованы, у них очень сильны традиции. Им хочется, чтобы их люди классно стреляли из лука и прославляли край. А у нас нет какой-то аутентики. Мы даже связь с лаптой и городками потеряли, хотя, я уверен, что они могли бы стать олимпийскими видами. Нет привязки к своей культуре, мы ее не чувствуем.

– Ощущение, что ты говоришь о какой-то другой стране.

– Это практически так и есть. Свой язык, своя культура, своя огромная территория, своя религия.

Они самодостаточны, воткни лопату в землю – там вся таблица Менделеева.

– Мне показалось, или якутские женщины – самые приветливые на свете?

– Очень интересно, потому что так много кому показалось. Думаю, здесь надо делать скидку на то, что я общался с людьми, которые суперувлечены своим делом. Они здесь по доброй воле, им все это очень нравится. Конечно, они счастливы и рады.

– В Ижевске ты тоже общался с людьми, которые суперувлечены своим делом.

– Дело же еще в том, что все это окружает. В Ижевске я был на соревнованиях, которые организованы как обязаловка. А в Якутии я попал на праздник. Он там для всех праздник – и для участников, и для болельщиков, и для организаторов.

Открытие фестиваля в Ижевске проходило так: чиновники 40 минут зачитывали шаблонные речи и рассказывали, какие они все молодцы. Все.

Как проходило открытие в Якутии: была презентация книги чувака, который еще в советское время выигрывал Манчаары. И да, об этом он написал книгу, был сумасшедший ажиотаж.

– При всем обаянии Якутии она обустроена не лучше, чем остальные регионы России.

– Конечно. Ты хочешь, чтобы я ответил, почему так?

– Давай пройдемся по конкретным моментам. Ты уже говорил про отключение света, и в видео попало немало моментов, где внезапно во всем селе он пропадает. Причем надолго. Это что вообще?

– Как всегда заслуга властей. Но и вообще это регион, где люди живут вопреки. Эта земля не предусматривает наличие человека. Там каждый день ты борешься с природой, резко-континентальный климат – то плюс 50, то минус 30. Там даже в Якутске очень тяжело жить, а мы говорим о селе в 200 километрах.

Ну да, там безработица, у людей нет денег. В этом плане Якутск мало чем отличается от остальной России.

– Ты был в Якутске во время пожаров (с мая по август 2021-го в Якутии горели леса, общая площадь пожаров – 3,5 млн гектаров – Sports.ru), даже на видео жуткий смог. Что говорили люди?

– Все ругали власть, что она не борется с пожарами. Я пробыл там три дня – и между первым и третьим была огромная разница. На третий день ребята бежали на стадионе «десятку». Представь стадион с резиновой крошкой – она и так сильно пахнет, а тут еще пожары. Мне резало глаза, и я не понимал, как чуваки бегут 10 километров.

Явно можно было не доводить до такого. У меня есть видосы, где мы едем по дороге, а вдоль нее все горит. Это жутко. На второй день всех спортсменов собрали в автобусы, и они поехали тушить огонь поблизости. Я тоже хотел, но меня не взяли – сказали, что я гость, что это не мои проблемы. До сих пор жалею, что не поехал и не снял.

– Ты еще ездил в семью из трех человек, которую для тебя нашли местные чиновники. То есть семья, видимо, в каком-то смысле образцовая. И там дочь хозяина сказала, что хочет улететь учиться в Швейцарию или Штаты. И все ее одноклассники хотят. Грустно?

– Да нет, радостно, что они видят такую возможность. Например, почему раньше люди из глубинки даже не думали о Швейцарии, Японии и США, а теперь девочка в Деребистяхах мечтает там учиться? Сейчас у тебя есть инста и тикток, и ты можешь очень легко узнать, как живут люди в разных странах. Ой, у них, оказывается, в деревнях ровный асфальт. Ой, у них набережная красивая.

Сейчас мы все можем мечтать о хорошей жизни, потому что примеры прямо перед глазами. И это не примеры с рекламной картинки, а истории и впечатления настоящих людей, поэтому мы им доверяем. И не доверяем какому-нибудь «НТВ».

– В Москве тоже сейчас красивые набережные и улицы.

– Пусть выбирают Москву, я не против. Но они выбирают Швейцарию и Штаты.

Я рад за эту девушку, что у нее есть возможность мечтать и стремиться. Еще поколение назад там думали, что огурцы по 600 – это, наверное, нормально, и лучше нигде нет.

– Сколько лет эта семья ждет газ?

– Да, у них нет газа, они ждут его 15 лет. В 2014 году я работал в «Газпроме» на стройке «Сила Сибири» – тянули газ через Якутию в Китай.

Пока они ждут, китайцы уже дождались.

Поделиться:

#Новости