С момента организации Ассоциации «Сахаада-спорт» руководители и активисты придерживаются высоких, порой даже фантастических идей и планов и никогда не сворачивали с предначертанного им пути, вот почему успех был неизбежен.
О достигнутых целях и реализованных планах рассказывает гость нашей газеты – президент Ассоциации «Сахаада-спорт», председатель Конституционного суда РС(Я) мастер спорта РСФСР и РФ по якутским прыжкам и стрельбе из лука Александр Ким-Кимэн.
Начало большого пути
- Александр Николаевич, с высоты пройденного пути, что можете рассказать о первых шагах организации и как пришла идея объединить национальные виды спорта?
- Прежде всего, мы не строили свою работу на пустом месте. Ассоциация является правопреемником Федерации национальных видов спорта республики, которую многие годы возглавлял уважаемый нами Патриарх - Валерий Пантелеймонович Кочнев. Смысл создания Ассоциации заключался в том, чтобы координировать развитие всех национальных видов спорта и игр народов Якутии. История наша начинается с 1992 года, когда во время четвертых Сельских спортивных игр народов Якутии в Чурапче состоялось учредительное собрание по созданию Ассоциации, где присутствовали 36 представителей из 25 приглашенных районов и городов Якутии. Собрание прошло под председательством Прокопия Готовцева, который тогда был председателем ДСО «Урожай», а секретарем работал Иннокентий Григорьев, на тот момент он являлся председателем Олекминского райспорткомитета. Единогласным решением меня избрали на пост Президента, Вице-президентом до сегодняшнего дня является Валерий Пантелеймонович, а ответственным секретарем (позднее мы переименовали на исполнительного директора) стал Иннокентий Юрьевич. Мы утвердили Устав и избрали Совет Ассоциации. Затем была большая работа по регистрации нашей организации, и все это делалось при поддержке Министерства спорта, в то время его возглавлял Петр Егорович Попов. А 16 февраля 1993 года мы прошли соответствующую регистрацию в Министерстве юстиции.
- За что в первую очередь вы взялись?
- Мы утвердили Положение о выявлении лауреатов Ассоциации «Сахаада-спорт» по итогам спортивного года. Листая в памяти специальный выпуск журнала, посвященного 20-летию нашей Ассоциации, с уверенностью можем сказать, что вся история якутского спорта просматривается там сквозь призму наших лауреатов. Я могу даже назвать первую пятерку. Это Юрий Андреев – борьба хапсагай, Иван Евсеев – перетягивание палки, Семен Говоров – северное многоборье, Борис Ильин – якутские прыжки и Гаврил Шелковников – тоже якутские прыжки. А в 1993 году список пятерки возглавил Степан Алексеев, к сожалению, так рано ушедший из жизни. Я считаю его и Григория Барашкова если не отцами, то прародителями современного, динамичного мас-рестлинга. Потому что до их появления на помост этот вид спорта был слишком статичным: соперники сидели друг против друга и тягали палку без движения и динамики. А с появлением этих спортсменов на помосте начались настоящие чудеса.
- А по видам спорта какие нововведения наблюдались?
- Я, Валерий Пантелеймонович и Иннокентий Юрьевич были прыгунами, и чтобы нас не обвинили в покровительстве только прыжков, решили взяться за мас тардыhыыта. Тогда я возглавлял Юридическую фирму «АЮРИ» (АйарЮрИнтернешнл), и под ее эгидой мы стали проводить крупные турниры по мас тардыhыыта. При выходе на помост мадьыны облачались в специальный халат, где сзади была надпись «АЮРИ» и эмблема фирмы – трехглавый орел. Соревнования проходили с аншлагом в культурном центре ЯГУ. В воздухе витала своя особая атмосфера, и мне кажется, тогда люди начали понимать всю красоту и зрелищность мас-рестлинга. Таким же образом мы старались поддерживать хапсагай. Но, как бы мы ни старались работать, все равно кривотолков и недовольств было не избежать. Тогда мы с Иннокентием Юрьевичем пришли к идее создать отдельные федерации внутри Ассоциации. И в 1996 году были образованы самостоятельные федерации борьбы хапсагай, мас тардыhыыта, якутских прыжков, конного спорта и далее.
- Какую цель вы тогда ставили перед собой?
- Мы хотели, чтобы была конкуренция между федерациями, – какая работает лучше, у кого какие успехи. И при выявлении лауреатов старались отметить не только лучших спортсменов, но и организаторов, судей, тренеров, общественных деятелей, чтобы дополнительно их мотивировать. Двигаясь в этом направлении, мы считали, что Ассоциация должна заниматься концептуальными разработками. Мы в тот период проводили соревнования по национальным видам спорта, но тогда не было такой широкой поддержки, в основном, все проходило на любительской основе. И сейчас я очень благодарен муниципальным образованиям, где живет и работает огромный отряд энтузиастов спорта, которые очень любят наши исконные виды. Они на общественных началах проводили разного рода турниры, и тогдашние бизнесмены были ориентированы поддерживать наш спорт. Вместе с поддержкой наблюдалось развитие и в наградном фонде: победители получали ценные призы: от цветного телевизора вплоть до автомобиля.
Рушились рекорды
- В то время большой популярностью пользовалась номинация «Кимэн» для прыгунов, расскажите о ней.
- В какой-то момент мы поняли, что, развивая другие виды спорта, не обращали должного внимания на якутские прыжки. Грубо говоря, они стояли на месте, не было никакого прогресса и новых рекордов. Тогда я предложил Иннокентию Юрьевичу включить номинацию «Кимэн». Сначала не все поняли ее миссию, а заключалась она в формировании скоростно-силовых качеств прыгунов, поэтому вручалась победителям в сумме только двух видов – кылыы и ыстанга,т.е. без куобаха. В 2000 году в Покровске в качестве главного приза я вручил ключи от автомобиля «УАЗ» Сергею Кривошапкину. Тогда он входил в десятку, но не был лидером. На прыжковой линии Сергей проявил бойцовский характер и выиграл главный трофей, хотя многие предполагали, что это будет Дмитрий Егоров.
- А куобахчыты не обиделись?
- Да, было и такое. Многие спрашивали – почему только по сумме двоеборья, и даже заявляли, не считаете ли вы куобахчытов второсортными (смеется). Конечно, нет. Я пытался объяснить, что это временное явление, и номинация будет действовать до определенного времени. Тогда мы как никогда остро нуждались в качественном скачке в развитии якутских прыжков. Вторым решением было поменять расстояние между метками. Они были равны 3,5 метрам. Мы приняли волевое, можно сказать, революционное решение, что на чемпионатах республики и на крупных турнирах метка в финальной части будет составлять 4 метра. Представляете, после этого начали рушиться рекорды! Это были истинно летающие прыгуны Земли Олонхо – Сергей Гаврильев, Виталий Васильев, Сергей Кривошапкин. А пошел прогресс за счет повышения скоростных качеств и психологической перезагрузки. Сейчас рекорд в куобахе составляет уже за 41 метр, и в этом заключается весь психологический аспект. Как только пошла оттепель в якутских прыжках, мы прекратили существование номинации «Кимэн», потому что благодаря ему мы добились того, чего хотели.
- А вы не хотите возродить эту номинацию? Потому что опять наблюдается некий застой в якутских прыжках. Да, не спорю, есть старты внутри республики и даже международный турнир «Мемориал Антипова» в Баку, но не более того.
- Да, определенные новации дают результат и это нужно осознавать. Всегда нужно стараться создавать конкурентную среду, чтобы был положительный результат.
Когда есть движение, всегда есть противодействие
- Еще один большой вклад Ассоциации заключается в продвижении мас-рестлинга на мировую арену.
- В 1996 году я три месяца уговаривал Александра Константиновича Акимова возглавить федерацию мас тардыhыыта, в то время он работал министром труда и социальной защиты. Я говорил ему, что через эту федерацию ты станешь истинно народной величиной, потому что этот вид спорта имеет огромный потенциал и нам нужно его развивать. Через некоторое время он дал согласие, начав плодотворно и инициативно трудиться и уже в 2002 году в Москве мы создали Всероссийскую федерацию мас-рестлинга, а затем в 2012 году уже Международную Федерацию мас-рестлинга и всегда лидером избирали его.
- А почему вы назвали «мас-рестлинг»?
- Название «мас тардыhыыта» имеет чисто якутское понимание, а нам надо было создать некий синтез борьбы. После этих изменений было много споров и недовольств – естественно, когда есть движение, всегда есть противодействие. На это не надо обижаться, потому что мы все разные и по-разному воспринимаем ситуацию. Еще говорили – зачем мас-рестлингу выводить на всероссийский уровень; вы хотите, чтобы якуты проигрывали, и, видя все это, испытывали радость? Нет, мы хотим, чтобы была конкурентоспособная среда! Подтверждение тому то, что в состав международной федерации мас-рестлинга входят уже 43 страны. В прошлом году мы отметили 20-летие федерации мас тардыhыыта в республике, и за эти годы якутские мадьыны остаются лидерами на мировом помосте, как истинные законодатели моды, вводя каждый раз новации за счет своей искрометной мысли и непоколебимого духа Боотура. Живой пример – Анатолий Баишев, который в прошлом году совершил золотой дубль – став Чемпионом Европы, а затем и мира.
В тех же якутских прыжках в 2009 году в Вилюйске во Всероссийском турнире по якутским прыжкам участие приняли сильнейшие мастера из разных стран, в т.ч. и члены сборной России по прыжкам в длину и тройным. После этого люди стали нас критиковать и акцентировали свое внимание только на проигрыш наших, а сейчас Егор Филиппов может спокойно составить конкуренцию этим выдающимся мастерам. Мы не должны бояться слова – конкуренция – мы всегда должны стремиться в гущу событий и лишь тогда будет развитие. Да, конечно, мы с успехом могли оставить игры наших предков только внутри Якутии и культивировать их лишь во время ысыахов в виде забавы. Но ведь мас тардыhыыта, хапсагай, якутские прыжки и другие виды не только забава, а в первую очередь уже виды спорта, причём высшего мастерства, поэтому они должны быть открытыми, демократичными и доступными для всех.
Судьбоносное решение
- Еще самым большим успехом Ассоциации можно считать открытие Центра национальных видов спорта имени Василия Манчаары.
- В 2005 году после Игр Манчаары в с.Майя было принято судьбоносное решение Вячеслава Штырова (кстати, он почетный президент нашей Ассоциации) о создании Центра национальных видов спорта. Да, были сложности и даже нехорошая подковерная борьба, которая длилась на протяжении полугода, но мы своего достигли, и в 2006 году Центр был открыт. Сегодня Центр – это не только большой объект, он насыщен яркими событиями, людьми, организаторами, специалистами, которые работают на штатной основе и получают зарплату. Получается, мы обеспечили полезную занятость населения и дали достойные рабочие места. Это очень важный аспект. Вторым по значимости считаю то, что в 2001 году мы написали письмо-обращение тогдашнему ректору ЯГУ Анатолию Николаевичу Алексееву о необходимости открытия кафедры национальных видов спорта при Институте физической культуры и спорта. Потому, что отдельная кафедра – это совершенно другой уровень, без научно-методического сопровождения наши национальные виды спорта не могут развиваться. Сегодня кафедра уже ведет достаточно продуктивную работу.
Второй вопрос в научно-методическом обеспечении касается Чурапчинского института физической культуры. Мне кажется, они могли бы более предметно подойти к специализациям по национальным видам спорта. Неслучайно, 3 февраля этого года состоялось историческое событие, было подписано соглашение о сотрудничестве между Международной федерацией мас-рестлинга и СВФУ, а также ЧГИФКиС. У нас большой пласт работы опирается на научное обеспечение. Оно не касается не только того, что мы должны донести до наших потребителей, а их 43 страны в международной федерации мас-рестлинга. Университет должен выполнять функции не только через Институт физкультуры, но и через Институт иностранных языков, ведь мы должны перевести правила национальных видов спорта на азиатские, восточные и европейские языки, во вторых тут должно быть и участие юридического факультета на основе компаративизма, т.е.сравнительного правоведения определить наиболее эффективные формы нормативно-правового обеспечения, с учетом зарубежного опыта. То есть мы всегда должны выбирать лучшее. Для примера, с точки сравнительного правоведения мы должны углубиться в практическую правовую базу продвижения дзюдо и тхэквондо и понять, а за счет каких решений и деяний, поддержки государства они добились вхождения в программу олимпийских игр. Еще в 2011 году 13 февраля президент России Владимир Путин говорил о том, что национальные виды спорта народов России должны войти в олимпийскую семью, и, на мой взгляд, из всех видов спорта наиболее близко к этой черте подошел именно мас-рестлинг. Поэтому в этой части необходима соответствующая государственная поддержка, отдельная программа и должное финансирование.
- А что можете сказать о продвижении борьбы хапсагай?
- В 2010 году в Алма-Ате было подписано соглашение между нашей Ассоциацией и FILA. Мы получили протекцию этой высокоавторитетной организации. Мас-рестлинг и хапсагай развивались под его покровительством, и это дало возможность вырастить по этим двум видам даже судей международного класса. Это здорово осознавать и чувствовать. Сейчас нам необходимо вести тесную работу с Объединенным миром борьбы, который возглавляет Ненад Лалович. Надеюсь, в этом вопросе нам необходимую поддержку окажет Петр Юмшанов, авторитетный и ключевой человек в мире борьбы.
Саина ШЕЛОМОВА
(Продолжение читайте в следующем номере)