Редакцию газеты «Спорт Якутии» посетил бегун-экстремал Петр Наумов. И вот что он нам рассказал:
–13 ноября – Международный день слепых, и в честь этого на радио НВК «Саха» была организована передача, в которой участвовали Иван Турантаев и Валерий Баишев. Активного общественника Ивана Турантаева в нашей республике знают многие, так как очень часто выходит в эфир во время радиопередач на различные темы. А Валерий Баишев представлял общество инвалидов. Вел передачу известный телерадиожурналист Эдуард Рудых.
В этой передаче мое имя было упомянуто в довольно неприятном ключе. Я, как многие знают, являюсь инвалидом Iгруппы, и уважаемый Иван Лаврентьевич Турантаев касательно меня высказался примерно так: «В советские времена инвалидами первой группы признавался почти что каждый, кто обращался в соответствующую медицинскую комиссию. Петр Наумов, вероятно, был признан инвалидом в те времена. И он, находясь в таком статусе, совершает сверхдальние пробеги, да еще таща за собой тяжелую тележку. Петр Семенович, таким образом, дискредитирует статус инвалида, человека, возможности которого ограничены».
Я возмущен этим высказыванием. В марте 2010 года я прошел комиссию МСЭ (медико-социальной экспертизы), которая присвоила инвалидность первой группы. Есть справка МСЭ. В вину мне ставили и то, что я хожу, не опираясь на трость. Да, врачи говорили и говорят, что я не должен поднимать более пяти килограммов тяжести. И их можно понять, это их профессиональный и человеческий долг – беспокоиться за здоровье своих пациентов. А то, что я бегу, таща за собой тележку с поклажей, которая весит 70-80 кг, – акт моей личной воли.
Прежде чем сделать такое заявление на всю республику, нужно было спросить у меня. Так что я глубоко возмущен этим безапелляционным заявлением. У меня с детства очень слабое зрение. Даже сидя на первой парте, не мог разглядеть написанное на доске. Меня хотели отправить в Якутск, чтобы учился в спецшколе. Но я от этого категорически отказывался, не хотел, чтобы применительно меня употребляли слово «инвалид». Но все же, со временем был признан инвалидом IIгруппы.
И уже в зрелом возрасте, после смерти жены – сковала коварная болезнь. Я, не желая сделать своих детей сиротами – начал постепенно заниматься спортом и физкультурой, а именно – бегом. В 1986 году после операции перестал видеть левый глаз. Да и правым глазом вижу очень слабо. Диоптрий очков – минус 25. Очень часто прохожу мимо знакомых, так как вижу только общие очертания.
И, между прочим, это не первый выпад в мой адрес со стороны Ивана Турантаева. Он выходил с подобным вопросом на передачу «Тайм-аут» с моим участием. С Иваном Лаврентьевичем не знаком лично, и я не знаю, почему он на меня так ополчился. В Международный день слепых нужно было говорить о проблемах инвалидов, а не о моей персоне.
Статус инвалида это разве приговор, после которого нужно свернуться калачиком и лежать?! И я не одинок, кто бросает вызов судьбе. Есть, например уроженец Партизанского наслега Намского улуса Иван Гаврильевич Халдеев. У него – абсолютная слепота. Но он – мастер спорта по пауэрлифтингу, чемпион России, бронзовый призер чемпионатов мира и Европы. Он поднимает штангу до 200 килограммов. Есть слабовидящий пауэрлифтер Игорь Созонов. Он – чемпион России и Европы. Так можно продолжать и продолжать, благо инвалидный спорт в нашей республике с каждым годом набирает обороты.
Федор РАХЛЕЕВ.