В этой 26-летней девушке завораживающее сочетание силы и слабости. В платье и на каблуках она кажется хрупкой — но это чемпионка мира и Европы по плаванию. У неё нет рук — но посмотрите, как она отжимается! У неё открытая жизнерадостная улыбка — но отчаяние не всегда обходит её стороной.
Анастасия Диодорова, серебряный призёр Паралимпийских игр, золотой призёр чемпионата мира (в Рио-де-Жанейро и Монреале) по плаванию среди спортсменов с поражением опорно-двигательного аппарата. Она знает, как не опускать руки, даже когда их нет. В Международный день инвалидов мы спросили Настю о том, как она живёт и что помогает ей быть сильной.
О том, как всё произошло
— Я родилась и выросла в Москве, — рассказывает Анастасия. — В детстве мы с семьёй каждый год ездили к бабушке в Якутию. Когда мне было 3 года, в деревне я пошла гулять и залезла в трансформаторную будку. Оголённые провода, удар током в 10 тысяч киловольт. Руки обуглились сразу. Ампутация, многочисленные операции. Около двух лет я прожила в больницах. Компания, которая виновата в несчастном случае, оплатила мне лечение. В 5 лет я поехала на протезирование в Германию. Когда протезы были готовы, помню, мне очень нравилось толкать коляску с куклой новыми руками.
О родителях
— Родители воспитали меня самостоятельным человеком, — говорит Настя. — В семье меня никогда не выделяли. У меня были те же обязанности по дому, что и у старшего брата и сестры. Я вытирала пыль, поливала цветы.
Настя всё научилась делать ногами, даже держать иголку с ниткой. Протезы оказались неудобными. Это сейчас появились «умные» протезы, а к таким, что делали в то время, ребёнку было очень сложно привыкнуть.
О стеснении
— В первый класс я ходила с протезами, — рассказывает Анастасия. — Недолго, всего две недели, чтобы не смущать одноклассников. Протезы были неудобные, и я перестала их носить. Всё равно все знали.
Первое время в школе Настя писала ногой — и стеснялась этого. Поэтому классная руководительница оставалась с ней на переменах — и тогда Настя писала диктанты и задания, которые остальные ребята сделали на уроке.
— А в пятом классе я уже начала писать на уроках, потому что слишком много информации стало, сложно было всё запомнить, — говорит она. — И тогда пришла гениальная идея: сидеть и писать на стульях. На одном стуле я сижу, а на другом пишу.
В университете, как отмечает девушка, учиться уже было намного проще:
— Все взрослые, все понимают, нет лишних вопросов, как у детей: а что это, а как, а почему. Но и в детстве я не стеснялась, рассказывала, что со мной произошло.
Анастасия закончила Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма. Сейчас учится в Российской академии народного хозяйства и госслужбы по специальности «спортивный менеджмент».
О спортивной карьере
Когда пятилетняя Настя вместе с родителями была на протезировании в Германии, её мама узнала о Паралимпийских играх. Родители решили, что дочь будет в большом спорте. Правда, они планировали вырастить чемпиона в лёгкой атлетике, а получилось — в плавании.
— Я занимаюсь в бассейне каждый день, — говорит Настя. — Когда тренировочные дни, занятия в бассейне утром и вечером. Подъём в 6:30, через 2 часа я уже плаваю. Вечером тренировка с 16:00 до 19:00. Если накопились дела между тренировками, я их решаю. Если нет, то еду домой спать. Такую возможность я стараюсь не упускать. Тренировки, конечно, изнуряют, часто я не высыпаюсь, но чем меньше свободного времени, тем больше успеваешь.
В 2008 году Анастасия принесла российской паралимпийской сборной серебряную медаль на играх в Пекине. На следующей Паралимпиаде пробиться в призовую тройку спортсменке не удалось, поэтому она очень надеялась реабилитироваться на Играх в Рио.
— В Лондоне в 2012 году я плохо выступила: заняла только 7-е и 8-е места, — продолжает девушка. — Мы с тренером учли ошибки и переделали программу тренировок. Всё должно было сложиться по-другому, но нас не допустили до Игр. Конечно, это был большой удар. Все 4 года ты пахал как папа Карло с одной мыслью — что поедешь и продемонстрируешь свой лучший результат.
О жизни вне спорта
— Сейчас нагрузки стало меньше, — рассказывает Настя. — Я погрузилась в учёбу, в повседневные дела и заботы. Жизнь не заканчивается. Сейчас хочу построить карьеру не в спортивной, а в другой сфере, планирую работать в области спортивного менеджмента. Конечно, мечтаю поучаствовать в организации крупных соревнований — олимпийских, паралимпийских игр.
Об отчаянии и грусти
— Я даже не знаю, откуда беру силы, потому что приходится очень тяжело порой. Реально надо каждый день себе что-то доказывать. Каждый божий день, каждое утро я просыпаюсь и понимаю, что продвинулась только на миллиметр к намеченному, а впереди ещё 500 млн километров.Но силы как-то сами меня находят, откуда-то берутся.
— Лучшее лекарство от депрессии — это найти, как себя занять, — говорит Настя. — Нужно найти свои лучшие стороны и развивать их. А слабые стороны можно подтягивать — заниматься физкультурой, спортом. Это несложно. Нужно выделить определённое время и заниматься каждый день.
Светлана Ибрагимова