Ранее мы писали, что главный тренер РС(Я) по дзюдо Дамдиндорж Гомбодорж проходит стажировки в Токио. На днях он выполнил норматив второго дана и пополнил ряды сэмпаев, что в вольном переводе означает «товарищ, стоящий впереди».
Как признается сам тренер, до стажировки об особом отношение японцев к дзюдо он слышал только через третьих лиц, а сейчас он обучается в самом сердце развития дзюдо у лучших сэнсэев Японии.
- Япония – это центр боевых искусств, как на родине дзюдо присваивают степени дан, и насколько это тяжело для спортсмена?
- Дан – это уровень мастерства, твое познание дзюдо и его присваивают по мере прогресса духовного и физического состояния, занимающего боевыми искусствами. А ката – это техника правильного выполнения бросков в стойке (Nagenokata), начиная от выведения из равновесия, правильного входа на прием, проведения технического действия и последующей фиксации партнера на татами после броска. Также есть ката для отработки приемом в партере, называется она «Katamenokata». Весь процесс очень сложный и к его сдаче все основательно готовятся. Также при сдаче дана и каты присутствует Коллегия почетных сэнсэев, у которых 8-10-й даны, это здесь считается высшим рангом.
В декабре прошлого года я успешно прошел на первый дан практическую часть, где заработал также шесть побед и получил разрешение на сдачу каты. Потом в январе продемонстрировал кату перед комиссией. Окончательный ответ я узнал только в феврале, когда находился на сборах в Монголии вместе со своими воспитанниками. По приезде в Токио в конце марта получил сертификат. Мне там сказали, что теперь я могу претендовать на второй дан.
- Расскажите о борьбе за второй дан.
- Нужно безостановочно пройти и выиграть минимум шесть встреч в командных соревнованиях, где условно разделяют всех участников, претендующих на следующий дан на две команды. Весовая категория твоего соперника варьируется от 60 и свыше 100 кг. Три первые схватки я прошел довольно уверенно, с минимальными потерями сил, в четвертой схватке на меня вышел здоровенный француз, потом пятая схватка была с японцем. Про таких в борцовском круге говорят – противный соперник. Он сам особо не атакует, но при этом не дает провести мне атаку, вязки, изворачивается при падении, однако все-таки удалось провести атаку с оценкой. После этой встречи я был сильно измотан, почувствовал, что силы на исходе. Основное время шестой схватки ничего не предвещало, боролись в основном за захват, но на большее никто не рискнул, потом на последних секундах я начал атаковать из последних сил и вырвал победу.
- А если проиграешь встречу, что тогда будет?
- Автоматически вылетаешь из турнира, а если ничья, тогда оба вылетают и выходят новые соперники от каждой команды.
- Как сурово, а что почувствовали после шестого круга, когда все закончилось?
- Наверное, самое большое счастье – получить дан в Японии, в Кодокане, на родине дзюдо. Честно сказать, вчера я находился в состоянии легкой эйфории, я не верил до конца, что подряд победил шестерых соперников. Особенно тяжело далась шестая схватка. Руки одеревенели, перестали слушаться, силы просто покинули меня, а когда до конца схватки осталось 30 секунд, я подумал – так и завершим встречу, что нас обоих выгонят, а я останусь без второго дана. Потом пошел на риск, провёл две подсечки подряд, в одной из них он упал на оценку «иппон». Потом, когда я покидал татами, ко мне подошли японские тренеры и начали поздравлять с завоеванием второго дана, даже пожимали руку, хотя обычно у них не принято нарушать личное пространство другого человека, было очень приятно.
- Кто вас поддержал в тот ответственный день?
- Мой сэнсэй Хашимото из моего университета, у которого, кстати, 8-й дан. Это, наверное, тоже на меня подействовало, потому что в его присутствии я не мог проиграть, надо было биться до конца.
- А существует ли регламент по сдаче дана и можно ли сразу претендовать на получение третьего?
- Полтора года минимальный перерыв между данами, во время которого участвуешь в ежемесячных турнирах или же можно вот в таких командных соревнованиях, которые проходят только два раза в год (в июне и в октябре) набирать шесть побед, тогда могут автоматически присваивать следующий дан.
- Расскажите, как живете в Токио?
- В университете занятия начинаются с раннего утра или днем, а тренировки в Кодокане по вечерам. Сокурсники всегда готовы показать и подсказать, а в Кодокане же сразу не раскрываются, но сейчас после девяти месяцев знакомства только стали раскрывать некоторые секреты и показывать новые приемы.
- Что можно сказать о работе профессионального сэнсэя?
- Тренер работает не только с телом ученика, совершенствуя его физические способности, но и с разумом – это даже важнее, чем первое. В первую очередь закаляют волевые качества, как в выражении – «хоть тресни, но держи марку». Какой бы соперник не достался, должен достойно выигрывать и уметь достойно проигрывать. Ученик должен быть готовым пойти на жертвы для достижения целей. Поэтому тренер в процессе тренировок приводит его к правильным мыслям и задачам, лишь после этого приступает к обучению технике дзюдо. Тренировки начинают и заканчивают воспитательной беседой. Это традиция: сначала приветствие, короткая медитация, которая позволяет настраиваться на тренировки. Потом в конце еще одна медитация, которая способствуют выходу из тренировочного состояния.
- Какие планы в будущем и что в первую очередь сделаете по возвращению в Якутию?
- Дальше постигать азы дзюдо, пока есть возможность обучаться не посредственно у настоящих сэнсэев. Если пошагово, тогда сейчас надо стремится завоевать третий дан – это, наверное, второй шаг, потому что первый я сделал, когда добился возможности обучаться здесь в течение года, а далее в планах организовать поездки моих учеников на учебно-тренировочные сборы в Японию – это уже будет третьим шагом. Здесь познакомился с японскими тренерами, которые готовы принять моих воспитанников в своем зале. Тогда у наших ребят появится уникальная возможность тренироваться вместе с сильнейшими дзюдоистами-сверстниками. Простыми словами, я пытаюсь наладить мост между якутской школой дзюдо и Кодоканом, а также и между Якутией и Японией. Если все пойдет по плану, то по возможности буду готовить к сдаче дана и своих воспитанников, чтобы тоже могли получать настоящие даны в самом Кодокане. А когда вернусь домой, хотел бы в первую очередь решить вопрос с залом, потому что у нас до сих нет ни одного хорошего зала, который бы соответствовал всем современным нормам и требованиям. Далее если получится с залом, тогда начать преподавания дзюдо именно в традиционном стиле, как принято в Кодокане, воспитывать чемпионов, которые будут прославлять якутское дзюдо в России и за ее пределами.
- Общаетесь ли с участниками предстоящих МСИ «Дети Азии»?
- Да, конечно, часто через мессенджеры в группе. 28 июня я прилетаю в Якутск. Буду помогать в подготовке ребят к ответственному старту, а после обратно вылетаю в Токио, чтобы продолжить учебу. Она продлится до конца сентября. По его окончанию мне выдадут сертификат.
Пользуясь случаем, хотел бы выразить искреннюю благодарность руководству училище Олимпийского резерва имени Р.М. Дмитриева, лично директору Алексею Алексеевичу Филиппову, первому заместителю директора по спортивной работе Леониду Николаевичу Спиридонову за то, что они поддержали мою идею о стажировке, а также отдельное спасибо спортивному методисту Ньургуйаане Николаевне Алексеевой, тренеру-преподавателю СВФУ Марии Прокопьевне Даниловой и молодому тренеру Гаврилу Семенову за их помощь и заботу о воспитанниках во время моего отсутствия.
Саина ШЕЛОМОВА.