Спортсмены – это алмазы. Чтобы сделать их бриллиантом, требуется тонкая ювелирная огранка. Мы всегда говорим, гордимся, прославляем тренера Дмитрия Коркина. Живем его достижениями. Но кто сейчас следует его примеру? Главная заслуга выдающегося тренера была в том, что он находил таланты, делал начальную базу и отправлял в другие регионы к авторитетным специалистам. Кого-то на Украину, кого в Казахстан, а кого в Москву. Дмитрий Петрович был выдающимся детским тренером, импровизатором, мастером своего дела, но самое главное – он трезво оценивал свои возможности, не побоюсь этого слова, знал свой «потолок». В этом есть его сильная сторона. Он жил не ради славы, а ради идеи воспитать больших мастеров. Все мы знаем, что Павел Пинигин покорял вершину Олимпа под руководством Георгия Буракова, а Роман Дмитриев – Сергея Преображенского. Но нашим олимпийцам Дмитрий Коркин вечно был и будет их первым тренером, вторым отцом, человеком, который влюбил в вольную борьбу. Тот же Виктор Лебедев вышел на другой уровень благодаря опытному наставнику Владимиру Модосяну из Красноярска. Это факт. Если даже брать бокс, то наш сегодняшний министр спорта Георгий Балакшин тоже стал призером Олимпиады, живя и тренируясь в Москве у заслуженного тренера РФ Николая Хромова. Судьбы всех наших олимпийцев наглядно доказывают, насколько важна роль личного тренера в жизни каждого спортсмена.
Сейчас многие детские тренеры не хотят отдавать своих воспитанников в «чужие руки». Их можно и следует понять. Ведь молодежные наставники не всегда указываются в протоколе и практически часто остаются не у дел. Ведь по регламенту спортсмен указывает только первого тренера и личного. А те, кто с ним работал в юниорском возрасте, дал основную базу остаются в тени. Подобное встречается не только в борьбе, но и в боксе. Например, наш прославленный боксер Василий Егоров начинал в селе Хара Мегино-Кангаласского улуса под руководством тренера Афанасия Петрова и Василия Шестакова, в УОРе много лет постигал азы бокса у Александра Петрова, а личным тренером сейчас является Артур Пахомов. Но имя Александра Петрова не указывается в протоколе. Это не совсем справедливо. Именно из-за этой проблемы многие «боятся» дальше передавать ребят. Соответственно, некоторым детским тренерам приходится работать на двух фронтах – юниорском и взрослом. Как говорится, начинается гонка за двумя зайцами.
У нас определенно должна быть четкая система. В приказном порядке юношеские тренеры должны работать с юношами, молодежные тренеры с молодежью, тренеры по взрослым с взрослыми. Как конвейер. Необходима слаженная и бесперебойная система. Для этой цели руководство должно внести пункт поощрения тренеров, то есть если кто-то стал чемпионом мира – звания, премиальные должны присуждаться одновременно первому тренеру, тренеру на юниорском уровне и личному тренеру. Чтобы не возникал весь «сыр-бор». Ведь великих спортсменов не создает один человек.
Мы не говорим, что у нас нет грамотных специалистов. У нас есть хорошие тренеры, способные вырастить новых чемпионов мира, Европы, Азии, России. Их немало. Они должны и обязаны дальше работать. Но и услуга некоторых титулованных наставников в роли личных тренеров или же консультантов не помешала бы. Хотя бы для общей конкуренции и обмена опытом.
НУЖНА ЛИ БАЗА В МОСКВЕ?
Мы живем в 5000 километрах от Москвы. Длительность перелета по маршруту Якутск-Москва составляет 6-7 часов. Стоимость билета туда и обратно – в среднем более 30 тысяч рублей. Чтобы вести всю сборную команду на один международный старт получается слишком затратным. Из-за этого мало выездов и сборов. Плюс ко всему усталость от многочисленных и долгих перелетов дает о себе знать во время соревнований. Для устранения этой проблемы достаточно создать спортивную базу в Московской области с общежитием, чтобы основной костяк сборной жил и тренировался там с октября по декабрь и с февраля по май. Оттуда можно участвовать в любых соревнованиях, проводимых на Кавказе и в Европе, ездить на любые сборы. Проводить своместные тренировки с ведущими борцами страны. Да и с акклиматизацией не будут возникать проблемы. Мы можем себе позволить три раза в течение пяти лет проводить домашние чемпионаты России, так почему бы у нас не получится создать такую базу? Кстати, там могли бы базироваться абсолютно все якутские спортсмены, которые входят в сборную России (тхэквондо, легкая атлетика, бокс, борьба, пулевая стрельба, стрельба из лука).
Приведем слова министра спорта РС(Я) Георгия Руслановича Балакшина из интервью газете «Спорт Якутии»: «Я всегда старался жить в Москве, подальше от малой родины, ведь все сборы проводятся на центральной части страны. Постоянные перелеты по 6-7 часов в Якутск и обратно большой пользы не приносят. Это естественно. Во-вторых, в Якутске к тебе очень большое внимание. Болельщики, друзья, журналисты. Это сильно отвлекает. Соответственно, старался избегать этого. А в Москве тебя никто не знает, ты растворяешься в толпе и спокойно готовишься к соревнованиям. Живешь сам по себе, собираешься мыслями».
Кроме того, было бы замечательно как эксперимент отправить пару молодых перспективных якутских спортсменов в Академию борьбы Миндиашвили в Красноярск и московский клуб ЦСКА, чтобы они по договору тренировались у ведущих специалистов (калибра А.Маргиева) и заодно получили образование в центральных вузах под бдительным присмотром руководства республики. Многие борцы Тывы, Дагестана, Чечни, Алании и Бурятии следуют этому пути. Ничего зазорного в этом нет. Вот 18-летний осетин Чермен Валиев (65 кг) после перехода в московский ЦСКА к Анатолию Маргиеву уже через полгода стал финалистом Ярыгинского турнира и готовится к выступлению на Кубке мира…
ПОДДЕРЖКА ЛЕГИОНЕРОВ
Еще один важный момент. Скажите, пожалуйста, с 1976 по 2016 гг. сколько якутских борцов представляли страну на Олимпийских играх? Всего один. Да-да именно так. В прошлом году спустя 40 (!) лет Виктор Лебедев наконец-то представил Россию на главном старте четырехлетия. Войти в олимпийскую команду РФ архисложно, так как конкуренция внутри страны сумасшедшая. В каждом весе по 6-7 равноценных борцов, которым по силам стать олимпийскими чемпионами. Подобной конкуренции нет ни в одной другой стране. В лучшем случае за один цикл в ОИ в состав российской сборной может пробиться только один якутянин, а сколько талантливых борцов у нас имеется в наличии? До сей поры мы делали ставку на одного борца, на один олимпийский вес (55-57 кг). Ставим на кон все, можно сказать, идем ва-банк. Возлагаем олимпийские надежды на одного человека. Увы, такая политика пока себя не оправдала. Кто мог предположить, что в Рио-2016 Лебедеву могут помешать судебные разбирательства, а затем допинг-офицеры. В этом случае у нас не оказалось запасного варианта. То есть легионеров в весе 57 кг, которые также могли бы претендовать на медаль. Мы не говорим, что у нас нет борцов, выступающих за другие страны. Они есть. Однако им нужна поддержка, защита и внимание во всех ее смыслах. Чтобы не повторилась ситуация с Владиславом Андреевым.
Безусловно, основное внимание должно быть направлено на сборную России, это первостепенная задача, но наряду с ними требуется плановая работа и для развития качественных легионеров. Еще раз повторюсь, именно качественных, которым по силам бороться за самые высокие места на мировом ковре. Ведь за 40 лет именно легионеры были близки к олимпийскому пьедесталу. Вспомните Сидней-2000 (Г.Контоев, 4-е место), Афины-2004 (Л.Спиридонов, 5-е место), Пекин-2008 (Л.Спиридонов, 4-е место).
Приведу еще один наглядный пример. Если бы не легионеры, Дагестан имел бы всего одну олимпийскую медаль Рио-2016, но в итоге у них пять наград прошедшей Олимпиады. Кроме россиянина Абдулрашида Садуллаева (86 кг, золото) на олимпийский пьедестал поднялись Магомед Ибрагимов (Узбекистан, 97 кг, бронза), Альберт Саритов (Румыния, 97 кг, бронза), Шариф Шарифов (Азербайджан, 86 кг, бронза) и Ибрагим Саидов (Беларусь, 125 кг, бронза). Кроме того, в бразильском ковре участвовали еще пять дагестанских борцов-легионеров – Асадулла Лачинов (Беларусь, 57 кг), Адам Батыров (Бахрейн, 65 кг), Магомедмурад Гаджиев (Польша, 65 кг), Омаргаджи Магомедов (Белоруссия, 86 кг) и Джамалудин Магомедов (Азербайджан, 125 кг). Если брать все виды спорта, у дагестанцев 20 участников Олимпийских игр, из них 15 легионеров.
Это все лишь рассуждения спортивного журналиста. Не имею права никого учить или навязывать свое мнение. Просто в современном спорте желания и средств мало, чтобы покорить вершину Олимпа. Пришло время менять систему, которая пока не приносит желанных олимпийских результатов…
Николай БЯСТИНОВ,
Sportyakutia.ru