2075

Как якутский бегун Сергей Ильин встретился лицом к лицу с хозяином тайги 

На прошлой неделе нашу редакцию посетил председатель Клуба любителей бега «Эрчим» Сергей Ильин. Он все еще находился под сильным впечатлением от неожиданной встречи в тайге. 18 октября Ильин, находясь на охоте в родных местах – совершенно неожиданно наткнулся на хозяина тайги – медведя. 

2076

– Вот уже около тридцати лет выезжаю на охоту в родные места, – начал свой рассказ Сергей Григорьевич. – Это – территория Туобуйинского наслега Верхневилюйского улуса. У меня там две охотничьих избушки. Места, где я охочусь, находятся в 70-ти километрах от села Туобуйа. Это –  вдоль речки Марха в сторону Олекминского улуса.

На охоте никогда не беру с собой лошадь. Всегда пешком. Так было и на этот раз. Надел рюкзак с провизией, спереди приторочил спальный мешок – и вперед. Вся эта поклажа весит около 15-ти килограммов. Со мной были две собаки – Кустук и Сындыыс. Первой – 8 лет, а вторая – почти щенок. С собой взял тозовку, так как должен охотиться на соболя. Так что, как я думал, не было никакой необходимости в СКС (самозарядном карабине).

Итак, 18 октября проснулся в полшестого утра в своей охотничьей избушке. Первым делом натопил печку, «накормил» огонь оладушкой. И полушепотом начал просить госпож-духов (эбэ хотуттарын), чтобы охота сложилась удачно, и чтобы я благополучно вернулся домой.

Из избушки вышел в половине восьмого. Экипировка та же – рюкзак, спальник и тозовка. Здесь знаю каждую речку, каждую болотистую местность (маар). Шел и просил у природных сил, чтобы все сложилось удачно. Второго ноября сын должен с армии вернуться, так что здоровье не должно меня подвести. Здесь все может случиться. Кругом – тайга. А опасался я, прежде всего, болезней и травм.

Стоял погожий денек, и настроение было приподнятым. Шел вдоль большой речки, вскоре еще одна речка пошла поперек. В этой речке наткнулся на сэктэ охотников. Так мы называем вырубленный тальник, используемый охотниками как спальное ложе внутри палатки. «Ага, – думаю, – здесь недавно охотились». Вскоре у выступа леса увидел холбо (срубной ящик на высоте около метра – для хранения мяса крупной дичи). Кружили вороны, и холбо, как мне показалось –  было накрыто темной шкурой. Холбо в здешних местах, не такая уж диковинка, и я не придал большого значения этому факту. Шел себе спокойно, собаки вели себя также.

По мере приближения к холбо, стали видны очертания издали чернеющего темного пятна –  что-то вроде загривка и задней части (крупа) крупного животного. Иногда в спешке охотники просто выбрасывают внутренности и рубят тушу, даже не сняв шкуру. Постепенно приближаюсь и думаю про себя: «Вот, блин, орлы, набезобразничали»

До холбо осталось где-то метров десять. Собаки вдруг куда-то испарились. И… «шкура» на холбо зашевелилась. Медведь! Сказать, что я в шоке – ничего не сказать! Оказалось, что медведь свесившись на срубном ящике – ел мясо из холбо. А я его принимал за шкуру!

Медведь поднял голову и посмотрел на меня. «Надо бежать! Скорее!» – промелькнуло в голове. Повернулся, и упал на колени от слишком резкого движения. Медведь в это время выпрыгнул из холбо, и пошел на меня. «Все, – думаю, – вот и конец моей жизни». Между нами осталось только два метра. И тут я, просто обезумев от страха – заорал. Инстинктивно почувствовав, что его нужно каким-то образом нужно остановить. Так заорал, что на землю выпала вся моя поклажа – рюкзак, спальник и тозовка. И все в разные стороны.

Мой крик его остановил. И мы смотрели друг на друга, что называется – глаза в глаза! В это время сбоку подошли мои собаки. Кустук гавкнул раза два-три. Медведь резко развернулся и пошел на собак. А я сразу рюкзак на плечи, схватил спальник, тозовку – и, что есть мочи назад! Местность открытая, пробежал всего около десяти метров, а собаки тут как тут. Испугался, подумав, что медведь гонится за ними. Повернулся, а медведь медленно бредет в сторону холбо. Лишь тогда я перевел дух… И почти бегом, временами переходя на ускоренный шаг – добрался до избушки.

Почти всю поклажу оставил там. С собой взял лишь спальник и тозовку, а хлеба только на один перекус. Нож наконец-то присобачил к бедру (до этого он находился в рюкзаке). Это все же лучше, чем без ничего.

В 20-ти километрах отсюда находится другая избушка, и я двинулся туда. Шел в течение двенадцати часов, не останавливаясь даже на перекус. Переночевал в той избушке, и назавтра опять в путь. В пяти часах ходьбы находится еще одна охотничья избушка. Знал, что там должен быть мой друг. Он, конечно, очень удивился моему неожиданному появлению.

Сейчас думаю, что меня оберегли местные духи, которые вняли моей просьбе. Я их представляю в образе женщин-хотунов.

Федор РАХЛЕЕВ.  

2077

Поделиться:

#Новости