Боец в основном отвечал на вопросы профессионального характера, вспоминая ирландца Конора Макгрегора, американцев Тони Фергюсона и Дастина Порье, а также рассказал о личной жизни.
"Из меня студент не такой уж и хороший, но я продолжаю учиться, - сказал студент РЭУ имени Плеханова Нурмагомедов после того, как ему вручили грамоту и почетный знак университета. – Но я продолжаю учиться, это можно делать по-разному. Кто-то учится на теории, кто-то на практике. В моем случае практики больше. Я езжу по миру, и приходится языки учить, людей изучать. Век живи, век учись".
- Расскажите о своем пути к успеху.
- Тут надо с 4-5 лет начать (смеется). Труд и только труд! Надо не сдаваться, несмотря на травмы. Я десять лет шел к этому титулу в профессионалах, а до профессионалов была и любительская карьера. Можно сказать, что я всю жизнь к этому шел.
"Уважения к Макгрегору точно нет"
- Назовите свой главный жизненный принцип.
- (улыбается) По жизни я очень принципиален. Сразу выделить что-то… Могу сейчас одно сказать, а через пару часов другой принцип вспомнить. Если ты мужчина, то и надо быть мужчиной. Если женщина… (смех в зале). С женщин спроса меньше. Мужчинам тяжелее быть мужчинами.
- Что испытывали, когда вам вручили чемпионский пояс?
- Когда надели пояс, до конца не понимал. Привык, что руку всегда поднимают, а тут не только руку подняли, но и пояс одели. Было чуть-чуть потяжелее, пару килограммов золота давили (улыбается).
- Кто ваш следующий соперник?
- Соперника пока нет, но идут переговоры на конец года. Если честно, то совсем без разницы. Кого дадут, с тем и буду драться. С поясом бегать не собираюсь, буду защищать титул, пока есть силы и желание. Пока Тони выбыл. На конец года есть два претендента — Конор, если он откажется, то Порье. Но я сказал, что хочу подраться в ноябре. Если они меня не поставят на турнир в Нью-Йорке, то в декабре в Лас-Вегасе. В этом году хочу защитить пояс.
- Многие считают, что Порье не настолько крут для боя с чемпионом.
- Я так не считаю. После Конора и Тони он реально претендент. Я считаю, что он достойный боец.
- К Макгрегору у вас злость, или это что-то спортивное?
- Уважения к нему точно нет.
- У вас не было желания выйти из автобуса во время нападения ирландца?
- Я на этот вопрос столько раз ответил. Конечно, было, я же мужчина! У каждого мужчины будет такая ответная реакция. Но когда вас закрывают в автобусе и не выпускают… Вы видели 30-40 секунд видео, а все, что было за кулисами, многие не видели. Постараюсь в один день раскрыть все секреты.
"Как бороться со мной? Ключ у меня"
- Планируете ли бой в России, если UFC тут проведет?
- UFC планирует шоу (в сентябре). Это, скорее всего, будет маленький турнир. Но так как я чемпион, они хотят, чтобы я выступал на больших турнирах. В последний раз я дрался (дома) в 2011 году, соскучился. Я бы хотел (выступить в России), но это уже от меня не зависит.
- Назовите свой самый тяжелый бой?
- Последний бой (с Элом Яквинтой) был тяжелым в психологическом плане. Не потому что соперника поменяли пять раз, а потому что очень многое было на кону. После взвешивания я поел, поспал несколько часов, а соперника все нет. Я не знал, буду ли я драться, будет ли бой за титул. Из-за всего, что было в последнюю неделю, собраться было очень тяжело.
Я 16 килограммов скинул к бою. После всех этих смен соперника смирился, что за пояс точно не буду драться, но кого-то мне найдут. Лег спать и попросил, чтобы разбудили, когда найдут соперника. Менеджер сказал, что дали соперника, я даже не спросил, кого, было важнее, за титул или нет. Спустя какое-то время спросил: "А кого дали-то?" Узнав про Яквинту, сказал: "Ну, нормально". Примерно так. Было тяжело.
- Почувствовали, что часть болельщиков отвернулась после того, как вы несколько раз не смогли выйти на бои?
- Не чувствовал, что болельщики меня больше или меньше стали поддерживать после моих травм. Для меня ничего не изменилось.
- Готовы ли вы защищать титул в своем весе против своих друзей-россиян?
- Пока в топ-15 никого нет, и чтобы добраться до пояса, им нужно года полтора-два. Любой может проиграть. Если вы хотите посмотреть на наши бои, то приходите в зал.
- Проанализируйте бой с Яквинтой.
- Мне говорили: почему ты перестал бороться после второго раунда? Я говорю, что был один парень, отлично боролся, но наркоманом стал. Он говорил: "Я устал в потные ляжки нырять". Я на протяжении 15 лет тренирую работу в стойке, я могу многое там показать, я чувствовал, что у него скорость подсела. Решил с ним на джебах поработать. Конечно, было опасно, Яквинта хорошо бьет. Команда не была довольна, они ругались, но я им говорил: "Нормально все". Я хотел подраться, я в карьере никогда не дрался 25 минут. Я хотел почувствовать чемпионскую дистанцию. В какой-то момент я даже забыл, идет ли раунд, но я был спокоен.
- Все говорят о поисках ключей именно в борьбе с вами.
- Ключ находится у меня (смеется).
"Хочу бой с Фергюсоном"
- Не думаете, что разбирательства Макгрегора после его выходки могут затянуться?
- Я думаю, он не будет с этим долго разбираться. Если его атлетическая комиссия Нью-Йорка лишит лицензии, то мы же можем подраться в Лас-Вегасе, ну или где-то во дворе. У нас идут переговоры, но если они будут затягиваться… Я не хочу, чтобы они долго затягивались. Нужно в этом году драться, семеро одного не ждут. Я хочу подраться с Конором. Если нет — дайте мне Порье. Или другого.
- Когда выйдете на ринг с Макгрегором, что будете с ним делать?
- Тележки у меня не будет. Как с Яквинтой и Барбозой точно не буду проводить бой, будем бороться, валить... Ломать будем.
- Вам бой с американцем Тони Фергюсоном все еще интересен? Все-таки ваша встреча четыре раза отменялась.
- История не закончена, конечно, мы должны подраться. Так не только я считаю. Надеюсь, что когда-нибудь мы выйдем в клетку, но когда это будет? Не знаю, тяжелый вопрос. Он выбыл до конца года. Я, конечно, хочу с ним подраться.
"Высказывания ради шоу? Я стараюсь не играть"
- Расскажите о своих отношениях с американским бойцом Даниэлем Кормье?
- Публичные неординарные выходки, слова - это наигранность для шоу или реальные конфликты?
- У многих наиграно. Когда растешь в другой среде, ты не будешь играть. Я часто видел, как на сцене кусаются, а за сценой обнимаются как ни в чем не бывало. У Кормье и Джонса не наиграно. У меня и Тони конфликта не было, у него свое мнение, у меня - свое. За кулисами у нас с ними проблем не было. С Яквинтой, Барбозой, Джонсоном, Дос Аньосом - со всеми у меня хорошие отношения, общаемся. У многих есть наигранность, но я стараюсь не играть.
"Не считаю, что сломанные уши - это красиво"
- Отличительная черта борцов – сломанные уши. Как вы относитесь к тому, что это становится современным трендом?
- У нас в Дагестане шутят, что сломать левое ухо дороже, чем правое, потому что когда ты за рулем, правое пассажир только видит, а левое (видно) с улицы. Я бы не посоветовал кому-то это специально делать. Это серьезные боли, во время сна просыпаешься…. Если кто-то думает, что это красиво, то я так не считаю.
- Было ли желание бросить то, чем сейчас занимаетесь?
- Когда я порвал крестообразные связки, вернулся, мениск – вернулся, потом ребра. Когда два года не проводил бои, то были мысли: "Может, тебе не надо этим заниматься?"
- Чем бы вы занимались, если бы бросили единоборства?
- Не думал о том, чем бы занимался. В любом случае придет время… В этой жизни все не заработаешь. Самое хорошее, если... Думаю, найду, чем буду заниматься. Не думаю, что потеряюсь в этой жизни.
- Когда выйдет ваша автобиография?
- Мы работаем над книгой, уже 80% книги завершено. Очень скоро мы сделаем анонс. Где-то в конце мая мы выпустим книгу. У нас оставалась последняя глава – борьба за пояс. Мы ее уже записали. Скоро все анонсируем.
"Думал, что Роналду более высокомерный"
- Хотите ли вы, чтобы дети стали профессиональными спортсменами?
- Дочка-то, наверное, не будет спортсменкой, а сын, если захочет, то я его поддержу. Но я бы, честно говоря, не посоветовал. Спортом-то он будет заниматься, а профессионально… 80% профессиональных спортсменов - инвалиды. Хотел бы, чтобы он для себя занимался борьбой, дзюдо, олимпийскими видами. В Дагестане все же живет! Надо заниматься, плюс будут дергать – Хабиба сын.
- Как вам общение с форвардом мадридского "Реала"Криштиану Роналду?
- Мы с ним переписывались, и через два дня мне "Реал" написал: они хотят, чтобы я прилетел на игру. Думаю, это было с подачи Криштиану. Хотя он сказал, что он не в курсе, что меня "Реал" пригласил. После матча мы встретились: мне было интересно, как ему так много лет удается оставаться в топе. Мы интересно пообщались, он простой. Я думал, что он другой, более высокомерный, но это оказалось не так.
- Было бы вам интересно потренироваться с Криштиану Роналду в футболе и ММА?
- Ради удовольствия если только. Но как боец он мне ничего не даст, а я ему — как футболист. Я не думаю, что это правильное решение.
- Какое у вас отношение к российскому футболу?
- Очень критично отношусь к (российскому) футболу. Но за футболом слежу. Вот в чемпионате "Спартак" осечку дал. Переживаю за "Анжи", хочу, чтобы они остались в премьер-лиге. Я переживаю за "Спартак", но больше я болею за свой родной клуб — "Анжи". Но я общаюсь и со спартаковским футболистами — (Дмитрием) Комбаровым, из "Локомотива" - с Аланом Касаевым. За российским футболом я слежу, сейчас больше шансов у "Локомотива" на чемпионство.
Что касается моего критичного отношения, то я имею в виду, что пора уже результат дать. Хотелось бы, чтобы вышли из группы на чемпионате (мира). Многие считают, что у нас слабая группа, но я так не считаю. У нас средняя группа. Будет тяжело. Если дойдут до 1/8 финала, то народ был бы доволен.
Источник: Р-Спорт