- Антон Николаевич, расскажите о своем детстве, о родителях.
- Мой отец Николай Саввич Адамов был кавалером ордена Трудового Красного знамени, почетным гражданином Хангаласского улуса, народным заседателем Верховного суда ЯАССР, победителем конкурса механизаторов СССР. Его портрет висел в зале героев труда в ВДНХ. Мама Марфа Алексеевна – передовик производства имела многочисленные награды за добросовестный труд. Нас детей шестеро, все образованные, самодостаточные, у всех семьи, дети, внуки. Мы благодарны родителям, светлая память о них живет в каждом из нас. Они нас научили трудиться.
Я, например, трудовую деятельность начал в четвертом классе. Летом работал помощником моториста, по окончанию школы работал в бригаде лесорубов. Производственные нагрузки были колоссальные для детского организма, требования были жесткие. Никто не делал скидку на юный возраст. Тогда люди работали. Каждый день перетаскивали трубы по поливным коридорам, собирали, затем разбирали и снова все повторялась. На деляну выходили в 6 часов утра и до 11 часов вечера заготавливали деловой лес, швырок. Одежда вся в поту, в мороз чуть постоишь, начинает схватывать, потому целый день в движении. Но мы были молоды, между работой находили время для развлечений: боролись на снегу, перетягивали палку, прыгали, ставили силки на зайцев, купались, рыбачили. Словом, детство было насыщенным и полезным.
- Выходит, вас по жизни сопровождал труд?
- Не только меня, всех нас. В любой области жизни успех сопровождает трудолюбивых. Если посмотреть на трудовую биографию, то кем только не работал, как и все мои ровесники. Трактористом в ночную смену пахал поля, кочегаром топил три печи сутками, рабочим пилорамы, бригадиром лугомелиорации, заведующим подсобным хозяйством, главным специалистом улускомзема, землеустроителем в разных фирмах г.Якутска, начальником отдела в Ростехинвентаризации. Сейчас я пенсионер, ветеран труда, работаю в ОАО «Якутская птицефабрика». Наш дружный коллектив обеспечивает население республики свежим яйцом и мясом. Я так понимаю: чтобы заработать, надо производить продукцию – масло, молоко, мясо, овощи, например. А сегодня я вижу – большие зарплаты у тех, кто не работает. Слишком большие зарплаты (смеется).
- Как вы пришли в спорт?
- В Октемской средней школе во главу угла всегда ставили спорт, разные спортивные секции функционировали систематически. Каждые выходные – соревнования. Тогда все мои ровесники занимались вольной борьбой. Борьба была в моде и была потребностью, как сейчас айфоны, интернет, ноутбуки для современных детей. Надо сказать, что у меня была и есть проблема – врожденный порок сердца. Родители и врачи запрещали занятия спортом. Приходилось с завистью и тайком следить за тренировкой ровесников. За этим занятием и поймал меня мой первый тренер Егор Егорович Захаров. Это было счастье! Ковер такой огромный, мягкий. Новые движения, приемы, различные комбинации. Тренер составил индивидуальный график занятий. Временами останавливал, иногда требовал полной отдачи на схватках. Ответственность была большая, ведь мои родители «наехали» на Егора Егоровича. Им не нравилось, что я держал вес, мало кушал, а после тренировки пил ледяную воду из бочки. Захаров молчанием ответил на недовольства родителей, не исключил меня из секции, не подстраховался, и я благодарен ему за это.
Помню свои первые соревнования: в восьмом классе участвовал в чемпионате совхоза «Октемский» в весовой категории до 48 кг. Соперники – взрослые мужики, но я дошел до полуфинала. Соперник – кандидат в мастера спорта. Ну, думаю, пропал. Сижу в разминочном зале, понурив голову, и слышу, как мастер спорта Степан Заморщиков говорит своему подопечному: «Ну все, выходишь в финал – и наша команда на первом месте. Этого ребенка, чтобы положил на первых секундах». Кругом борцы, все разминаются и смотрят на меня как на обреченного. Тут меня зло взяло, вместе со свистком нырнул в ноги соперника, перевел в партер, взял на «ключ» и начал давить на шею. Не идет. Сел ему прямо на шею и положил на лопатки. Это так быстро произошло, сам даже не ожидал такой прыти. Когда выходил из ковра, на углу с окаменевшим лицом с полотенцем на руках сидел Заморщиков. Очень техничным борцом был Степан Ильич, его борьба завораживала. А что касается первых соревнований, я проиграл финал и стал вторым. И началось… Чемпионат района финал проиграл, в армии чемпионат дивизии выиграл, а вот на Армейских играх финал проиграл, финал чемпионата среди вузов проиграл, правда, по классической борьбе. Тогда боролись девять минут. Финал – это сверхнагрузка, и сердце не обеспечивало организм достаточным кислородом, а борец с перекрытым кислородом не борец. На чемпионате Хабаровского края боролся с мастером спорта и проиграл, еле отдышался – в душевой сердце готово было выскочить наружу, ведь я все время атаковал. Это видел, оказывается, Степан Сивцев, тогда совсем мальчишка, но мастер спорта СССР. Он все время напоминает мне об этом при каждой встрече. Я понимаю, что он, по его мнению, подчеркивает мою слабость, но я так не считаю. В той борьбе я отдал все силы, сжег весь порох. Проявил силу, не сломался, не отдал схватку без боя, и это моя сильная сторона. Это были времена поиска своего места под солнцем. Вскоре я понял, что в борьбе я далеко не пойду из-за сердца, бросил физкультурный институт и поступил на сельскохозяйственный, стал дипломированным ученым-агрономом. Но борьба мне дала очень многое: укрепила сердце, закалила характер, создала базу для успешного занятия другими видами спорта. Попробовал себя в боксе – первый бой выиграл глубоким нокаутом. Но тренер мастер спорта Николай Габышев сказал: «Ты не боксер – драчун». И вышел весь мой бокс.
Как-то в девятом классе повезли на районные соревнования по легкой атлетике, по многоборью, где я стал чемпионом, опередив воспитанников ДЮСШ п.Покровска. Помню, как ругал Гумар Вениаминович Галибаров своих воспитанников. Вот такое спортивное детство было. Я помню все до мельчайших подробностей. Перед ответственными соревнованиями я медитирую, прокручиваю воспоминания. Если я скажу, что это очень помогает, то ничего не скажу. И всегда живет во мне грусть, что я не прошел школу великого тренера Д.П.Коркина.
- Вы чемпион мира, Европы, Восточной Азии, СНГ, России среди ветеранов по пауэрлифтингу. Как удалось достичь такого успеха?
- В 2015 году в Португалии на чемпионате мира дважды выигрывал по становой тяге в экипировочном и безэкипировочном дивизионе. Справился с весом 250 кг. В 2017 году выиграл Европу с результатом 260 кг в Финляндии. Мог бы и больше, но организм не воспринимает чужого климата, и результаты падают. В моем случае на килограммов двадцать. Вес, с которым я справился, является рекордом мира по версии WPC среди ветеранов М-4 (55-60 лет).
Были и победы по версии IPF на чемпионатах республики. Установил рекорд РС(Я) по приседанию с 300 кг среди ветеранов М-3.
Любая победа достигается не одним спортсменом. Это вложение труда многих людей. Мне по жизни везет на хороших людей и не только в спорте. Тренировался вместе известными атлетами Максимом Гурьяновым, Ярославом Чоповским, Артуром Лауэром. Многое у них перенял. Меня научил не бояться больших весов Николай Колодко. Все последние победы связаны с моим тренером Петром Давыдовым. Победы в мас тардыhыы – это победы моего тренера Федора Михайловича Дегтярева. Он был тренером от Бога. Так что один в поле не воин. Пятнадцать раз выигрывал соревнования разного уровня по пауэрлифтингу. В прошлом году в Хельсинки на чемпионате Европы это и был последний аккорд (смеется).
- Может вы лукавите? Вы постоянно тренируетесь и находитесь в отличной спортивной форме для своего возраста.
- Не скрою, были планы на будущее. Хотел идти с просьбой к борцам, чтобы меня понатаскали для участия в чемпионате мира среди ветеранов, но федерация борьбы запретила ветеранскую борьбу с шестидесяти лет. С Сергеем Никифоровым планировали принять участие в чемпионате мира в США, но американцы закрыли консульство в Санкт-Петербурге. Все дороги закрыты. Это знак свыше. Надо тормозить. Ветеранский спорт – это очень интересная среда, где люди заряжаются жизненной энергетикой, приостанавливают процесс старения. В мире широко пропагандируется, и это является цивилизованным подходом. Отношение к ветеранам и есть показатель интеллектуального развития личности, общества. Вот, например, в чемпионате мира в Португалии мой ровесник из Италии Антонио Руссо в весовой категории до 120 кг поднял 340 кг! Откуда сила у ветерана? У них, оказывается, государственная поддержка по подготовке спортсменов-ветеранов. Вот японцы. Одного атлета готовят и выводят восемь человек. А у нас «хоронят» (смеется). Например, в мас-рестлинге запретили участие ветеранов старше 50 лет в республиканских соревнованиях. Это не уважение не только к ветеранам, а деградация. Если мы говорим, что мас-рестлинг «завоевал мир», и при этом «косячим» - это же видно невооруженным глазом. В данном случае отталкиваем заслуженных людей и не только ветеранов, которые всю жизнь посвятили спорту. Скажите, кто нас будет уважать после этого с нашим мас-рестлингом? В цивилизованном мире. А кто будет передавать накопленный опыт молодежи? Вот вам и пустые залы без зрителей. Они же были, зрители... Были битком набитые болельщиками стадионы и залы под завораживающий голос известного комментатора Ильи Скрябина.
- Ваши максимальные показатели в пауэрлифтинге?
- Приседание 300 кг, жим 175кг, тяга 270 кг. Это официальные показатели. На тренировках приседал 290 два раза в три подхода, жим 175 три по три, тяга 260 три по три и 280 на раз. Это в возрасте за пятьдесят лет.
- Вы в предпенсионном возрасте выигрывали у молодых и спортсменов?
- Это спорт. Ребята тогда только начинали, волновались, опыта не хватало. Я тогда понял, что они одаренные, и у них прекрасное будущее. Так и случилось. Павел Черноградский – чемпион мира, Ефимик – чемпион Европы, мастер спорта РФ. Виталий Данилов – мастер спорта РФ по жиму лежа, чемпион США.
- Вы все время возвращаетесь к борьбе?
- Борьба подарила народу саха гордости за свой народ. Книга Павла Пинигина «Путь в Олимп» для меня как «Отче наш». Я его перечитываю перед тяжелыми тренировками, соревнованиями. Когда ты готов к соревнованиям физически, этого недостаточно. Нужен психологический подъем, мотивация, которая удвоит твои возможности. На помост должен выходить заряженным на результат. Великие победы наших олимпийцев – это огромная мотивация. Мое детство прошло на ковре. Я наделен качествами борца, потому устоял под ударами судьбы. А эти удары по жизни были, поверьте. Вот, например, окончил Иркутский сельскохозяйственный институт. При поступлении нас было пятнадцать по целевому набору из республики. Через шесть лет я один окончил, требования были жесткие. Я боролся за диплом. Тот же пауэрлифтинг – лето, жара. Прихожу на тренировку в «Спарту», инструктор сидит в одних шортах – на улице сорокоградусная жара, в зале ни души. Мне по плану надо присесть 240 килограммов четыре по четыре, т.е. шестнадцать раз. Все это делаю через не могу. Опять же борьба. Увозили на реанимацию – переборщил с тренировочными нагрузками. Недоброжелатели и завистники пустили слух: «Адамова будут выносить из медцентра вперед ногами» (смеется). Но я вернулся на тренировки. С «того света». Все потому, что в детстве борьба сформировала соответствующую базу и психологию.
- Вы сказали о недоброжелателях и завистниках. Они есть?
- Как же без них? Если живешь серой мышкой, их нет. Когда начинаешь достигать определенных успехов, они появляются. Вот выступает по радио в прямом эфире чиновник мас-рестлинга, ему задают вопрос: «Где Адамов? Чем занимается?» - «Адамов занимается пауэрлифтингом. Один раз стал чемпионом мира среди ветеранов, и один раз занял второе место». То есть один раз он меня «похоронил», а второй раз принизил мои показатели. На международных выступлениях я второе место никогда не занимал. В третьем случае вообще подослал человека, чтобы тот травмировал меня, но травму получил подосланный и сам рассказал мне про это. Это было в 1999 году на тренировке перед Спартакиадой Манчаары, где я стал чемпионом. Таких людей мало, но они есть. Я благодарен им. Они меня делают этим еще сильнее.
- Как вы пришли в мас-рестлинг?
- Мас тардыhыы все саха умеют, причем с детства. В 1978 году, когда демобилизовался с рядов СА, занял первое место на студенческом ысыахе. И вот в этом 2018 году тоже занял первое место на чемпионате РС(Я). Сорок лет прошло. Круг замкнулся. Вот вам и последний аккорд. За это время двадцать один раз становился чемпионом, не считая улусного уровня победы и вторые-третьи места. В 1987 году тягался с Петром Каратаевым в Амге. Это было Спартакиада Манчаары. Я у него на старте взял по локоть… А дальше заработала мощная лебедка со стороны соперника. Нет, я не отпустил, тягался изо всех сил, но он перетянул. Финал был интересным. Прокопьев (фамилию только запомнил) из Вилюйска Дмитрия Шарина даже не почувствовал, отобрал палку мгновенно, мягко говоря. Каратаев – Прокопьев! Это был мас тардыhыы! Прокопьев был атлетического телосложения. У него позвоночник прогнулся неестественным образом, обоюдная тяга была страшной. Победил Каратаев. Такое неестественное прогибание позвоночного столба я видел позднее, когда Артур Лауэр на тренировке тягал штангу весом в 400 кг. Отсюда и вывод: огромной силой тяги обладал Петр Дмитриевич, наш первый мастер спорта. Тогда Валерий Николаев-Хотой, Николай Софронов стали чемпионами. Я впитывал каждое их движение, был восхищен ими. Они были олицетворением силы народа саха. Я думаю, что перенял их силу. Вот подходит Эрчим Баппа5ай и говорит: «Я видел в детстве, как вы тренировались с большими весами, приседали 300 кг». Выходит, он перенял силу, которую я в свое время перенял у первых мастеров спорта. Так и передаются, наверное, традиции из поколения в поколение.
- Я говорю мас-рестлинг, а вы мас тардыhыы?
- По этому поводу я на страницах газет высказался достаточным образом. Не буду повторяться. Лишь скажу, что мы не должны отказываться от мас тардыhыы. Иначе какой мы народ, если отказываемся от национальных традиций? Все же прекрасно это понимают. Вот прошел республиканский турнир Петра Каратаева. Приятно было видеть на помосте надпись «Мас тардыhыы».
- Накануне юбилея какие позитивные моменты можно отметить?
- Их много. Дети настояли отметить юбилей. Дочь Мария оканчивает медицинский институт. Зять Артур – дипломированный специалист, на работе его уважают. Внук Тимур родился, когда Егор Филиппов стал победителем Игр Дыгына.
После награждения подошла Наталика Черноградская и поблагодарила за тренерский вклад. Когда-то я заметил ее талант и привлек ее к силовым дисциплинам, тренировал. С победой поздравил и Александр Николаевич Ким-Кимэн, когда-то в юности мы соперничали с ним в стометровке. Сейчас он председатель Конституционного суда РС(Я). Не возгордился, поздравил. Также моей победе радовался Михаил Дмитриевич Гуляев. Приятно, когда руководители такого ранга замечают мой скромный вклад.
Моя подопечная Олеся Петрова на прошедшем чемпионате заняла третье место, Валентина Суханова стала победительницей турнира «Новые имена». Девушки всего год занимаются. Так что жизнь продолжается.
Благодарен жене Розе Алексеевне, без нее не было бы успехов в спорте и в жизни. Она отличник здравоохранения России, ветеран труда. В свое время мэр Илья Михальчук, председатель горкомзема К.А.Худогизов, председатель комитета экологии Ю.В.Конев, начальник Газстроя П.В.Иванов очень сильно поддержали в выделении и газификации земельного участка и не только мне. Они помогли очень многим. Я очень благодарен этим людям. Дай Бог им здоровья и благополучия!
- Я слышал, вы пишете стихи?
Алта уон сыл тухары
Арахсыбакка аргыс буолан,
Айылҕам барахсан
Араас кэрэтэ алтыспыт.
Ахсынньы тымныытын
Аргыара аар туман
Аргыстаах айан суолунан
Айгыстан аттаммыт,
Бэс ыйын быйаҥа
Бүгүөрү бэрсибит
Бэртээхэй үөрүүнү
Бэлэҕим диэн уунан,
Күлүм күһүн
Күлбүт үөрбүт
Көмүс буолан
Кылбайа көппүт
Кэрэ курус күннэрим
Кынаттанан көппүттэр,
Кыратык даҕаны
Күүтэн турбат эбиттэр.
- Замечательно! Антон Николаевич! Поздравляю вас с юбилеем! Желаю дальнейшего благополучия.
Руслан ЕФРЕМОВ