2017 05 24 PHOTO 00000125

Гимнастика в детском садике как рецепт красивого детства

Согласитесь, человек, однажды влюбившийся в спорт, пронесет эту любовь через всю свою жизнь. Яркий тому пример – жизнь Ирины Монастыревой, человека в спортивных кругах известного и многоуважаемого. Ее любовь к спорту безгранична и проявляется она в разных формах. Будь то волейбол, бег, прыжки в длину и тройные, метание диска, женская борьба, лыжи – везде лучшая спортсменка, тренер, учитель физкультуры, везде в протоколах соревнований значится «Монастырева И., Мегино-Кангаласский улус». Но речь сегодня немножко не о том.

Сегодня мы хотим рассказать о Ирине Николаевне (точнее, «Ийина Ника-авна») как о не менее талантливом руководителе физкультурных кружков в детских садах «Кэнчээри» с. Майя и «Солнышко» п. Нижний Бестях. По сути, это явление нечастое, когда сам успешный спортсмен становится успешным наставником для других, тем более для детей, но в случае Ирины Монастыревой всегда уместно выражение «талантливый человек талантлив во всем».

В начале 2000-х годов, когда мы учились в школе и «очень серьезно» занимались в секции волейбола у Ирины Николаевны, нам казалось несерьезным то, что наша Ирина Николаевна всерьез взялась за оздоровительную физкультуру в детском садике. Зато сейчас становится ясным, что другой, более важной деятельности, чем вклад в здоровье детей, быть не может.

И пошло-поехало! В детском садике многочисленные маленькие девочки потянулись в мир красоты и грации. Если для мальчиков дошкольного возраста есть хоть какие-то турниры (например, «Локобол» и «Кожаный мяч»), то девочки 4-6 лет практически лишены спортивных соревнований. А ведь детский сад – как раз место и возраст, где берут начало массовый спорт и спорт высших достижений. Как выход из ситуации, приходит на помощь гимнастика, выбор на которой и остановила Ирина Николаевна Монастырева. С одной стороны – физкультура, с другой – возможность участия в конкурсах художественной самодеятельности с постановкой номера с элементами гимнастики и акробатики.

- Ирина Николаевна, расскажите, пожалуйста, каковы особенности работы с маленькими девочками? И как в таком нежном возрасте увлечь их занятиями спортом?

- В рамках дошкольного кружка гимнастика как гармоничный синтез спорта и танцев кажется мне самым привлекательным вариантом для детей. Как известно, все дети различаются, кто-то не в состоянии даже завязывать шнурки, аккуратно одеваться, постоянно опаздывает на занятия, а кто-то, наоборот, очень самостоятельный и собранный. Также по уровню физических данных: кто-то от природы гибкий, а кто-то сильный. Тренировочный процесс строится как раз таким образом, чтобы выявить эти заложенные способности, из подбора посильных и интересных упражнений. Стараюсь побольше проводить игровые тренировки, тогда желание заниматься не сбивается.  Часто я использую подвижные игры с мячом, национальные игры, игры в паре, «веселые старты».

- Какие сложности обычно встречаются при постановке номеров?

- После сформирования группы две главные задачи – это подтянуть ОФП и обрести первичную гимнастическую технику занимающихся. Проблемы бывают такие, что у девочек недостаток мышечной массы и относительная малоподвижность, ведь маленькие дети в прохладную погоду сидят дома, закаленных мало. Кроме того, сложности бывают с систематичностью занятий, дети пропускают занятия по болезни или просто ленятся. И здесь крайне важна психология. Ребенок буквально должен жить с мыслями о тренировке, ждать этот день. Значит, на тренировке ему должно быть комфортно во всех смыслах. Комфорт достигается в результате правильно подобранного педагогом подхода, я обязательно должна донести до ребенка свое видение, вовремя похвалить, увеличить самооценку, дополнительно заниматься с отстающими.

- Есть еще какие-нибудь психологические «уловки» для детей как совет начинающим педагогам?

- Для повышения интереса предлагаю вводить в кружок информативные материалы о гимнастике, видео- и фотоматериалы о выдающихся спортсменах России, республики, улуса. Это формирует воображение ребенка, сильно мотивирует к новым вершинам.

- Как обычно строится Ваше занятие?

- В начале ставлю конкретную цель, которую на протяжении всего занятия достигаем посредством многократного повторения и исправления. Требуется постоянный самоконтроль, ребенок учится контролировать свое тело, свое состояние, возможности своих мышц. На каждой тренировке я знакомлю их с частями тела, рассказываю о каждой мышце, костях, связках, позвоночной и нервной системе. Доступно объясняю, как функционирует этот орган и как его развивать, от чего уберечь. Только после этого перехожу к описанию нового упражнения. При этом ребенок в начале должен «увидеть» его мысленно, только потом перейти к практическому исполнению. Если что-то не получается, надо упростить это упражнение, «опустить» до уровня мышечного основания ребенка, затем усложнять по мере освоения до полной четкости. В конце обязательно отвожу время для игр, о которых говорила выше. Мною придумано семнадцать различных  специальных игр, которые кроме всего прочего способствуют познанию окружающего мира, культуру других стран, мир животных, рыб и насекомых. Ну и, конечно, эмоционально разряжают, расслабляют мышцы, развивают гибкость – главный фактор гимнастики.

2017 05 17 PHOTO 00000057

- Я слышала об успешных выступлениях Ваших девочек. Как их окрыляет победа в очередном конкурсе?

- С 2012 года начался самый настоящий «бум» конкурсов. Начиная с улусного конкурса «Чугдаарар чуорааннар» и заканчивая «Мамонтенком», «Бриллиантовыми нотками». Сейчас каждому родителю дошкольника знакомы названия этих конкурсов, их уровень, количество участников и какие страсти на всех площадках Якутии разгораются. Мои девочки постоянно занимают высокие места, очень горжусь их успехами. Как одни из сильнейших коллективов, принимали участие в церемонии открытия Международных спортивных игр «Дети Азии» в 2008 и 2012 годах, мои воспитанники Георгий Шергин и Дима Дмитриев принимали участие в самих Играх «Дети Азии» по национальным прыжкам (после детского сада они перешли в руки заслуженного тренера РС(Я) Бориса Ильина). Достижения последних годов немало (они приведены в таблице – СЯ), но знаете, что я считаю главным достижением?

2017 05 17 PHOTO 00000055

- Интересно узнать из первых уст.

- У всех моих детей, уже более десяти поколений девочек, занимавшихся в кружке по гимнастике, выработались настоящий спортивный характер и крепкое здоровье. Вот это самое главное! Основы характера закладываются в возрасте 4-7 лет, и регулярные занятия физкультурой и спортом вносят только положительные коррективы. Исполнительный на занятиях ребенок вырастает трудолюбивым, ответственным. Появляется привычка работать на результат, навыки планирования своего дня, рабочей недели. Спортивная этика воспитывает цельную личность. Все это есть, и это не просто слова из учебников. И я счастлива, что имею возможность наблюдать это день за днем. После выпуска из детского сада я продолжаю работать со своими девочками, всегда в курсе их дальнейшей работы, жизни. Самые способные из них Сияна Катаева и Айсулуна Павлова занимаются в клубах художественной гимнастики "Бриллианты Туймаады" и "Сияние".

- Спасибо, Ирина Николаевна, за Ваш опыт, Вашу мудрость! Оставайтесь всегда такой молодой, красивой, такой стремительной, справедливой и настоящим кумиром еще многих поколений девочек!

Татьяна ИВАНОВА

Год

Конкурс

Достижение

2013 г.

Всероссийский фестиваль «Солнце в детских ладошках» (г. Москва)

Гран-При, ансамбль «Искорки Кэнчээри», композиция «Северные узоры»

2013 г.

I Региональный конкурс «Зима начинается с Якутии»

Лауреат I ст., композиция «Куобахчааннар», приглашение в Великий Устюг

2013 г.

I Республиканский конкурс-фестиваль «Первые шаги»

Лауреат III ст., танцевальный коллектив  «Кэнчээри»

2013-2014 гг.

Международный конкурс «Бриллиантовые нотки»

Лауреат III ст., гимнастические композиции «Кошки», «Змеи», приглашение в Турцию

2014 г.

II Республиканский конкурс-фестиваль «Первые шаги»

Лауреат I ст., ансамбль «Искорка», приглашение в Юрмалу

2014 г.

XV Республиканский конкурс-фестиваль «Мамонтенок-2014»

Диплом I ст., композиция «Озорные феи»

2014 г.

II Региональный конкурс «Зима начинается с Якутии»

Диплом II ст., ансамбль «Искорка», приглашение в Санкт-Петербург

2015 г.

XVI Республиканский конкурс-фестиваль «Мамонтенок-2015»

Диплом II ст., композиция «Күн Дьөһөгөй»

2015 г.

Международный творческий форум «Первый аккорд» (г. Санкт-Петербург)

Лауреат I ст., композиция «Күн Дьөһөгөй»

2015 г.

Республиканский телевизионный конкурс «Полярная звезда»

Лауреат III ст.

2015 г.

III Региональный конкурс «Зима начинается с Якутии»

Диплом II ст., композиция «Первый снег», приглашение в Санкт-Петербург

2016 г.

Улусный конкурс «Чугдаарар чуорааннар»

Гран-При, Павлова Айсулуна, композиция «Дьэдьэннээх кыыс»

2016 г.

III Республиканский конкурс-фестиваль «Первые шаги»

Гран-При и Лауреат I ст., путевка на Ленские Столбы

2016 г.

Международный фестиваль танца и моды «Снежные узоры Якутии»

Лауреат I ст.

2016 г.

Международный конкурс «Бриллиантовые нотки»

Лауреат I ст.

2016 г.

I Республиканский конкурс «Мамонтенок Kids»

Номинация «Лучший руководитель»

2016 г.

Суперфинал конкурса «Первые шаги»

Обладатель суперприза 100 000 руб.

 

Поделиться:

#Новости

В Якутии 8 мая отметят 100-летие со дня рождения Николая Тарского

Ход реализации плана мероприятий рассмотрели на суженном заседании организационного…

В Якутске стартовали соревнования по волейболу среди клубных команд

Соревнования проводятся на трех площадках во Дворце спорта «50 лет Победы» с 26 апреля по…