Войти

Войти

Авторизуйтесь через социальные сети

   

dt gif 1

Прочие

Тимир Пинегин – легенда парусного спорта

56daa15bb41b0 

Ему сегодня исполнилось бы 90 лет

7 сентября 1960 года в Неаполе на спортивном небосклоне советской страны зажглась звезда по имени Тимир Пинегин. Он навсегда вошел в историю отечественного спорта как Первый из советских спортсменов - чемпион Олимпийских игр по парусному спорту. Влиятельная итальянская газета «Roma» 3 сентября 1960 года писала о событиях на Олимпиаде: «Мы сделали обзор за четыре дня олимпийских состязаний и  убедились, что советский спортсмен Тимир Пинегин … пытается спутать все наши расчеты. Но, по совести говоря, он нравится нам за то, что из спорта делает науку, что к спорту относится со всей серьезностью и добросовестностью… Равномерный характер результатов, достигнутых советскими парусниками, является предпосылкой их победы».  Через два дня в Неаполитанском заливе финишный свисток возвестил о первой победе советского спортсмена на Олимпийских играх.

 

Кто же он, Тимир Пинегин?

Тимир Алексеевич Пинегин родился 12 июня 1927 года в Москве. Заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер СССР, судья международной категории, первый чемпион Олимпийских игр по парусному спорту (1960 год, Рим, Италия). Послужной список Пинегина впечатляет – он шестикратный (!!!) участник Олимпийских игр (1952, 1956, 1960, 1964, 1968 и 1972 гг.), Чемпион Европы и Северной Африки (1964 - «Звездный»). Серебряный (1971 - «Солинг») и бронзовый (1961, 1966 - «Звездный») призер чемпионатов Европы. Шестнадцатикратный (!!!) чемпион СССР (1953-1962, 1964, 1965, 1969 - «Звездный», 1970, 1972, 1973 - «Солинг»). Воистину великий спортсмен!

Справка. Класс «Звёздный» – килевая яхта, имеет длину 6,92м, ширину – 1,73м, площадь парусов – 26,5м2, массу – 662кг. Экипаж состоит из двух человек. С 1932 года класс «Звёздный» был включен в олимпийскую программу. Начиная с Игр XXVIII Олимпиады 2004 года класс «Звёздный» перестал быть открытым и стал чисто мужским.

В сборной команде СССР был с 1956 по 1973 год. В 1973 году Тимир Алексеевич перешел на тренерскую работу, стал главным тренером сборной СССР. Заслуженный тренер СССР. Президент «Фонда возрождения культуры парусного спорта», основатель системы дополнительного образования юношей «Парусная Академия». Почетный член Нью-Йоркского, Чикагского, Темзенского, Испанского Королевского, Генуэзского, Французского, Неаполитанского и Хельсинкского яхт-клубов.
Почетный Командор детского яхт-клуба «Пионер» (Москва).
Награжден орденом «Знак Почета» (1960), медалями.
Умер 30 января 2013 года в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

Отец Тимира Алексей Дмитриевич Пинигин родился в 1903 году в первом Мельжехсинском наслеге Мегино-Кангаласского улуса. Окончив Якутский педагогический техникум, поступил на филологический факультет Московского государственного университета. В студенческие годы он женился на москвичке Александре Ильиной. Ее отец Аристарх Владимирович Ильин был известным профессором психиатрии.

В 1927 году у них родился сын, которому отец дал якутское имя Тимир. И действительно, он стал сильным и умным человеком с поистине железной волей. И именно мама – активная спортсменка, летчица и чемпионка СССР по стрельбе привела 13-летнего сына в яхт-клуб.

Во время Великой Отечественной войны Тимир Пинегин внес свой вклад в победу над фашизмом. В годы войны проработал на оборонном заводе №81, где строили самолеты «Ла-7». На учебном производстве работал с 72-килограммовой линейкой – чертил детали самолетов на фанере. Полученные навыки пригодились ему позже при постройке корпусов яхт и пошиве парусов.  
Мало кто знает, что Тимир пробовал себя в зимнем виде спорта – катанию с гор на лыжах. Многим юным яхтсменам зимой катание с горы на обычных лыжах заменяло тренировки.  Увлечение «горными лыжами» подогрела трофейная находка: огромное количество белоснежных лыж с креплениями да еще и с норвежскими, австрийскими, немецкими наклейками, было свалено в яхт- клубе «Динамо». Так яхтсмены увлеклись горнолыжным спортом, и Тимир не был исключением.

В 1947 г. он выиграл чемпионат Москвы по слалому! В целом хорошо выступил на всесоюзных соревнованиях – был четвертым. Тогда же впервые заговорили об участии СССР на зимних Олимпийских играх.  В приказном порядке собрали команду из доморощенных лыжников и отправили на сборы в Бакуриани тренироваться. Правда, оказалось, что Советский Союз вообще не имеет права участвовать в Олимпиаде. Страна тогда не была членом олимпийского движения. «Нам казалось, что нас лишили медалей!», – вспоминал позже Тимир Алексеевич. Ситуация для него сложилась в пользу паруса. «Кроме паруса, мне ничего не надо было, даже зарплаты – лишь бы гоняться!», – говорил он. Врачи не раз залечивали последствия спортивного азарта Тимира, что вскоре и стало причиной его ухода из Института физкультуры, куда он поступил в 1949 г.

«Руссо соло Пигино»

56da9fb8c294f

В «буржуазном» яхтенном спорте к старту Игр-1960 перевес капиталистов над СССР выглядел подавляющим – у США было 1500 яхт класса «Звездный», у Советского Союза – 200. Но бороздил водные просторы наш рулевой Тимир Пинегин. Вдоль и поперек изучил он особенности течений и розы ветров в Неаполитанском заливе, где проходили олимпийские старты. Сын репрессированного ученого-лингвиста тактически так грамотно провел все гонки, что после пятой морские волки Европы и Америки шли к русским за советом.

Вот как вспоминал о своей победе Тимир Алексеевич: «Средиземное море. Неаполитанский пролив, бодрящий ветерок. Упорная позиционная борьба. То, что позже назвали «русским чудом» было результатом наших жестких тренировок, слаженности действий. Хотя, что и говорить, мы по характерам с Федором отличались. Он весельчак и балагур, а я всегда был сдержан в эмоциях, они не выплескивались наружу».

Сам Тимир Алексеевич в своих интервью признавался, что рулевой только тогда может рассчитывать на высокие результаты, когда отлично чувствует яхту. И он отлично чувствовал яхту. Как сказал о Пинегине известный яхтсмен Александр Чучелов: «Пинегин был загадкой. Никогда нельзя было предугадать его следующего шага, что было возможно в гонке с многими другими яхтсменами. Даже, казалось бы, при одном неправильном движение, которое могло сыграть злую шутку с Пинегиным, ему все равно удавалось приходить первым».

Популярный советский журнал «Смена» в 1963 году писал про римский триумф: «Пинегин и Шутков добились победы, создав изумительный «звездный» экипаж. Невысокий, черноволосый, с лицом монгольского типа Тимир и огромный, русоголовый славянин Федор. Спокойный Пинегин и неожиданно загорающийся по пустякам Шутков. Тимир, главное оружие которого — знание, и Федор, чье оружие — сила. Они совсем разные. Но, может быть, именно это несходство и позволило им стать отличным яхтсменским экипажем.

В Неаполе, изучив местные ветры, убедившись, что утром — во время стартов — они очень слабые, а затем постепенно усиливаются, Пинегин пришел к правильному выводу: гонки будет выигрывать тот, кто сразу сумеет вырваться вперед. Догонять его будет труднее с каждым новым кругом. Что же делать? Очень «просто». Надо быть первым, брать на себя роль лидера. Для этого нужно выбирать на старте такое место, откуда можно было бы уйти вперед быстрее всех.

Итак, от самого старта — вперед, вперед! Только так можно прийти к победе. Свой тактический план Пинегин и Шутков начали сразу выполнять на практике. Семь гонок проводится на регатах, и за определенное место начисляется определенное количество очков. Первая гонка. Все яхты делятся на две группы. Одна — близко к берегу. Другая — дальше от него. В этой второй группе судов больше всего. И это не так уж непонятно: здесь итальянец Агостино Страулино. Он не просто итальянец. Он неаполитанец. Он все здесь знает, и надо равняться на него, держаться к нему поближе. К тому же Страулино вообще прекрасный гонщик. Он дважды был чемпионом мира.Итак, две группы. Впрочем, нет, три. Что из того, что третью составляет всего одна яхта? Это тоже «группа», потому что ни в какую из тех двух она не входит. Кто же тот смельчак, осмелившийся держаться в одиночестве? Э; советский рулевой Пинегин. «Пигино», как звали его итальянцы. С сегодняшнего дня они будут называть его по-иному: «руссо соло» — одинокий русский».

«Любовь к воде возникла на реке Лене…»

Именно так называлась авторская статья Тимира Пинегина, вышедшая в газете «Эдэр коммунист» в 1960 году. В ней он поделился своими впечатлениями о победе в Риме: «В Неаполь мы прибыли 17 августа. Соревнования должны были начаться 29 числа. Мы с напарником Федей Шутковым начали готовить яхту для участия в гонке в классе «Звездный». Каждый день вместе с десятками экипажей из многих стран мира тренировались в Неапольском заливе. Бороздя просторы залива вместе с мировыми лидерами, мы поняли, что можем потягаться с ними на равных.
По правилам мы должны были стартовать семь раз на дистанции 25 км. Первый старт был дан 29 августа ровно в полдень. Старт приняло 26 экипажей из 26 стран мира. Состав был сильный. Первым номером считали майора итальянского ВМФ Агостино Страулино, обладателя золотой медали XV и серебряной медали XVI Олимпийских игр, трех медалей чемпионатов мира и десяти -- чемпионатов Европы. Главное его преимущество состояло в том, что он был уроженец Неаполя и прекрасно знал особенности Неаполитанского залива. Несмотря на все это, Страулино не прекращал тренировок, ежедневно выходя в залив.

Представитель США Уильям Паркс был незнаком многим яхтсменам, но его победа в Штатах на отборочных соревнованиях над чемпионами мира 1958 и 1959 гг. Фиккером и Норсом впечатляла. Однако Паркс не слишком обременял себя тренировками. Экс-чемпион мира багамец Дьюрвард Ноульс имел новейшую яхту от известной американской фирмы Липпинкот, специально построенную для гонок в Неаполе. Португалия выставила Марио Кина, который на родине обыграл таких сильных гонщиков, как двукратный чемпион Европы Фьюза и призер первенства мира Белло. Француз Жорж Пизани незадолго до игр победил на первенстве Европы. Швед Супе Карлссон привез в Неаполь новую яхту -- «Мари II», построенную им самим.
Объединенную команду Германии представлял Бруно Шплит, конструктор крупнейшей яхтенной верфи «Абекинг и Расмуссен», где ему выстроили яхту специально к Олимпийским играм. Претендентами на золотую медаль считались также команды Швейцарии, Австрии и Бразилии. «Звездником» Венгерской Народной Республики рулил чемпион Венгрии Иштван Телегди.

56daa0ffabd83

В такой солидной компании мы пришли к финишу первыми, во втором заезде заняли второе место. В третьем и четвертом заездах снова пришли первыми. По предварительным итогам, за нами в турнирной таблице шли португалец Кин и швейцарец Бринер. В пятом заезде мы обязательно должны были их опередить и это, к счастью, у нас получилось. К финишу мы пришли третьими после Страулино и Паркса. В шестом и седьмом заездах финишировали пятыми, что хватило нам для завоевания золотой медали. В олимпийском протоколе было записано: «Звездный» класс.

Тимир Пинегин (рулевой), Федор Шутков (матрос), СССР — первое место».

7 сентября президент Италии Джованни Гронки вручил нам золотые медали. Это был самый счастливый момент в моей жизни.

По возвращению в Москве нас с Федором Шутковым наградили орденом «Знак Почета». А министр обороны СССР маршал Родион Малиновский вручил мне золотые часы».

Ученый руля

Победа Пинегина и Шуткова произвела эффект разорвавшейся бомбы. Еще на пресс-конференции, посвященной открытию регаты президент итальянской федерации заявил: «По крайней мере, одно золото мы уже имеем, ведь Страулино много лет тренируется именно на этой акватории».

Но именно в этом классе произошла, одна из самых главных сенсаций Олимпиады: победу с большим отрывом одержал советский экипаж Тимира Пинегина. По всей видимости, роль сыграла «опасность знакомых акваторий» когда гонщик высокого класса, зная назубок вероятность отходов и заходов ветра, автоматически, не задумываясь, выбирает то или иное направление, не перепроверяя несколько раз обоснованность своего выбора.

Но вероятность – это только статистика, а направление ветра на акватории может измениться и по маловероятному варианту. И здесь Тимир Пинегин со своим шкотовым Федором Шутковым были «на высоте» и чутко отслеживали каждое изменение направления ветра.

Специалисты парусного спорта попробовали определить, из каких факторов складывалась победа советских яхтсменов. Во-первых, качественная материальная часть и большой опыт международных стартов (на предыдущей Олимпиаде Тимир Пинегин уже выступал и был знаком с накалом олимпийских страстей). Блестящей была физическая подготовка экипажа: Пинегин каждую зиму проводил в среднегорье, катаясь на горных лыжах (а мы знаем, что длительное, пребывание в горах совершенствует аэробную выносливость спортсменов); Шутков являлся в те годы самым выносливым человеком команды советских яхтсменов. В молодые годы он увлекался бегом на длинные дистанции и тренировался с самим Куцем.
Именно лошадиная выносливость экипажа позволяла ему полноценно трудиться на дистанции, не обедняя кислородом свой мозг, который ежеминутно анализировал сложную ветровую обстановку Неаполитанского залива.

56daa15bb41b0

И еще. Итальянская пресса во время Олимпийской регаты зауважала советского яхтсмена. Перед последним стартом Пинегину перевели статью из газеты «Рома». Обозреватель высказывал удивление результатами четырех гонок в «звездном» классе. «Тимир Пинегин, с дерзким видом мальчика, слишком быстро ставшего взрослым, пытается спутать все наши расчеты, —писал он.— Но, по совести говоря, этот русский спортсмен с его раздражающим превосходством нам нравится. Нравится за то, что из спорта он делает науку. Нельзя отказать Пинегину в том, что он является «ученым руля». Он нам нравится тем, что к спорту относится со всей серьезностью и добросовестностью. Утром перед гонками Пинегин всегда первым появляется на водной станции, чтобы ознакомиться на месте с обстановкой, с направлением ветра, с состоянием моря и с метеорологическими условиями. Он проверяет паруса и изучает их. Неизвестно, получит Пинегин золотую медаль по этому классу или нет. Это известно сейчас только одному богу. Слишком много фактов влияет на результат следующих трех соревнований. Но нет более достойного, чем он, чтобы быть увенчанным лавровым венком».

Итальянский журналист также отмечал, что соперникам Пинегина не хватает удивительного чутья русского спортсмена, его умения использовать ветер. Недаром зрители в шутку говорят о том, что на борту «Торнадо» установлен радар особой конструкции, который и помогает советскому рулевому предугадывать заходы ветра.

Итак, в последней гонке Пинегину и Шуткову нужно еще одно третье место, всего только одно третье место, и тогда остальные две гонки можно «спокойно» проигрывать. И где бы ни был Пинегин в эти три дня, предоставленные спортсменам для отдыха и для подготовки к последним стартам: на вершине ли Везувия, у развалин ли Помпеи, в порту ли у своей яхты,— везде видел он перед собой манящую желанную цифру «3».

И  советские спортсмены закончили гонку именно третьими - после Страулино и Паркса.

Уже в Москве Пинегин узнал об оценке, которую получила его победа у главных воротил в Ассоциации «звездного» класса. Об этом сообщал американский журнал «Ньюсуик».

«Это был случай, когда мы видели, как медленно угасает капитализм,—писал обозреватель журнала, явно рассчитывая на улыбку читателей.— Советский Союз на олимпийских играх впервые завоевал медаль в парусном спорте — в традиционной игре банкиров и биржевиков. Ведь США имеет 1500 яхт «звездного» класса, а Советский Союз—только 200».

И тут же приводились две беседы —с вице-президентом Ассоциации яхтсменов «звездного» класса Стенли Огилви и известным конструктором «звездников» Этчелсом.
«Русская победа — последняя вещь на земле, с которой мы ожидали столкнуться»,— заявил вице-президент.

«Их победа невероятна. Я не знаю, как они победили. Никто не знает и не понимает этого»,— заявил американский судостроитель.

Но самой приятной была для Пинегина оценка его победы, которую дал рулевой американского «звездника» Уильям Парке: «Я не хочу делать слишком большого ударения на везении,— сказал Парке,— но Пинегин был в нужном месте в нужное время».

56daa18ab0496

Железный Джентльмен  

Пинегин не только выиграл для СССР первое золото Игр в яхтенном спорте. Он проявил себя настоящим джентльменом, встав на защиту своего сильнейшего конкурента – итальянца Агостина Страулино, которого пытались снять с дистанции немцы и багамцы. Пинегин видел, что нарушения не было, и пришел в комиссию по рассмотрению протестов, чтобы выступить свидетелем в  защиту итальянца – своего конкурента. Он прождал решения жюри три часа, и заявители спохватились – отозвали протест. Так он морально выиграл Олимпиаду на берегу, а на воде подтвердил результат, не оставив шанса соперникам. После этого случая итальянцы не раз признавались в симпатии к Пинегину.

Советский яхтсмен поставил общечеловеческие ценности, принципы олимпизма, выше вполне вероятных неприятностей в собственной карьере. И победил, войдя в элиту парусного спорта…
Одержав сенсационную победу на Олимпиаде 1960 года в Риме, экипаж яхты класса "Звездный" - рулевой Тимир Пинегин и матрос Федор Шутков - вмиг стали национальными героями. Но перед этим триумфом они прошли два олимпийских цикла. На Олимпийские игры 1952 года в Хельсинки Тимир Пинегин поехал запасным. У него тогда на Олимпиаде было много времени, поскольку он был запасным. Он много общался со всеми соперниками, поднабрался и по возвращении потом все выигрывал - возил всем большой зазор.

Вот как о нем вспоминал первый Советский участник Олимпийских игр в классе «Финн» – Петр Васильевич Гореликов:

«…что касается Тимира – это был необыкновенно талантливый человек: вот есть талант – и он талантлив во всем. Он был художник хороший, в парусе у него было хорошее чутье. В технике – он работал в конструкторском бюро Ильюшина. Поэтому техника была ему понятна. Остальное он видел глазом. И он набрался многому у соперников. А я все, что можно было, перенимал».
После римской Олимпиады Тимир Пинегин принял участие еще в трех Олимпийских играх. Здесь стоит отметить, что на ХVI Олимпийских играх 1956 года в Мельбурне Тимир Пинегин в классе «Звездный» занял 8 место из 12.

XVIII Олимпийские игры 1964 года проходили в столице Японии Токио. В парусных гонках (залив Сагами) участвовали спортсмены из 40 стран на 109 яхтах. Эта Олимпиада, как вспоминал Пинегин, была непростой. Хорошо начавший регату Тимир Пинегин, возглавлявший таблицу лидеров после двух гонок, сломал мачту и не смог подняться выше 5 места. Во время третьей гонки сломалась мачта и рассекла руку Тимиру Алексеевичу. Этот инцидент чемпион вспоминал так: «А я сижу и плачу, золото было в кармане». Если бы не эта неприятность, золото действительно получил бы Пинегин. Позже Тимир признавался родственникам, что подозревает в этом инциденте диверсию – мачта не могла просто так взять и сломаться. Но это была только его догадка…
XIX Олимпийские игры 1968 года были организованы в Мексике. Яхтсмены соревновались в Акапулько. Парусная регата собрала 250 участников из 41 страны.  И на этот раз Тимиру Пинегину опять не повезло с яхтой. Советский пароход, перевозивший парусник, по неизвестной причине пришел в порт буквально за день до первой гонки. Это, конечно, не могло не отразиться на выступлении советского ятсена. В итоге Тимир Алексеевич сумел стать лишь 16-м.

Регата XX Олимпийских, игр 1972 года в Германии (ФРГ) проходила в Киле. Стартовало 152 экипажа из 42 стран, причем, в программе Игр впервые были представлены только яхты-монотипы. Тимир Пинегин вместе с Раисом Галимовым и Валентином Замотайкиным («Солинг») занял 7 место из 26 команд мира.

После этого уже в статусе члена международного жюри Пинегин участвовал еще в двух Олимпиадах: в 1984 г. в Лос-Анджелесе, и в 1988 г. в Сеуле. Почетное членство в этой организации пожизненное и предоставляется за огромный вклад в развитие мирового парусного спорта.

Но наши соотечественники в 1992 году (вопреки правилам о членстве в международном жюри) отозвали Пинегина, дабы заменить его другим представителем, хотя и этого потом не сделали. В результате Россия потеряла престижное и столь ценное место.

Нет пророка в своем отечестве, или Судьба чемпиона

После развала Советского Союза многие герои спорта ушли в забытье, жизнь у них стала тяжелой. Не стал исключением и наш герой. К тому же Тимир Пинегин попал в автомобильную катастрофу. Ради выживания он был вынужден распродать свои спортивные награды. Он даже намеревался продать свою золотую Олимпийскую медаль. О его бедственном положении в 1996 году писал журналист Афанасий Григорьев-Чой.

56daa2016e529

К счастью, со временем здоровье олимпийца постепенно улучшилось. Материальное положение также стало нормализоваться. 28 апреля 2002 года парламентом республики был принят закон «О материальном обеспечении в Республике Саха (Якутия) чемпионов и призеров Олимпийских, Паралимпийских, Сурдлимпийских игр и игр Доброй Воли». Благодаря этому документу, Тимир Пинегин стал получать ежемесячную материальную помощь от родной республики.

В 2012 году он приезжал на международные спортивные игры «Дети Азии».

56daa22f772c4

На вопрос о том, не забывает ли он Якутию, свою малую родину, Тимир Пинегин отвечал: «Я уже многие годы живу в столице, а сейчас и в ее пригороде, но при каждом удобном случае стараюсь съездить в Якутск, где прошло детство. Очень радуюсь, что в республике спорт высших достижений и массовый счастливо уживаются друг с другом. Радуюсь за успехи борцов, боксеров. Конечно, каждый приезд в город детства навевает воспоминания и о грустном. Как же трагично сложилась жизнь моего отца - ученого-филолога, выпускника МГУ. В 1937-м, приехав домой, создав прекрасный учебник по языкознанию, он был репрессирован. И моя мать, которая тоже заканчивала МГУ (по специальности она математик), дабы уберечься от неприятностей, увезла меня и сестру в Москву. И даже изменила в документе одну букву в моей фамилии. Так моя якутская фамилия Пинигин стала русской».

В 2010 году Тимира Пинегина с 50-летием победы на римской Олимпиаде поздравил король Испании Хуан Карлос. За рубежом Пинегина всегда ценили и уважали. Ему постоянно звонили со всего света, приезжали в гости старые знакомые. Рассудительность, опыт и готовность помочь всегда были в его характере. Он был почетным членом многих престижных зарубежных яхт-клубов: Ньюйоркского, Чикагского, Темзенского, Испанского Королевского, Генуэзского, Французского, Неополитанского и Хельсинского.

Каждый год в адрес Тимира Пинигина приходили послания от королей Греции, Норвегии, других стран — страстных поклонников яхт. В Мадриде он жил в замке короля Испании, а Президент МОК Жак Рогге, на открытии монумента в честь юбилея парусного спорта подарил ему золотой значок со своего пиджака.

Стоит также отметить, что в конце 80-х годов Пинегин единственным из советских яхтсменов был востребован в иностранных проектах. Итальянский миллионер Рауль Гардини, чемпион мира по парусному спорту, приглашал Тимира Алексеевича для участия  в подготовке команды на Кубок «Америки».

56daa267b1ca7

В декабре 2009 года на церемонии вручения национальной премии «Яхтсмен года» за выдающиеся заслуги Тимир Пинегин был назван «Легендой парусного спорта».

56daa28922dc2

А на малой родине в мегинском селе Хорообут в апреле 2000 года его имя было присвоено спортивному залу.

 

56daa2ac20c47
 

Родион Кривогорницын

 

Добавить комментарий

Войти

Войти

Авторизуйтесь через социальные сети