«Не расстанусь… с Волейболом…»
Вполне закономерно, что после окончательного выхода на пенсию в 2000 году Николай Иванович хотел работать тренером по волейболу: имел педагогическое образование и большой игровой опыт. Но не хватало знаний по теории спорта – это для него принципиально важно: любит все делать со знанием дела и со всей ответственностью. Два года изучал теорию и методику спортивной тренировки, психофизиологию физического воспитания и спорта. Изучал всю имеющуюся в национальной библиотеке литературу по волейбольной тематике и некоторые вопросы спортивной медицины. Когда он понял, что достаточно подготовлен для тренерской работы, предложил свои услуги в качестве тренера в ИФКИС ЯГУ. Отказали. Напрасно…
Николай Иванович не думал и не хотел расстаться с любимым волейболом. Стал писать статьи на волейбольную тематику в газету «Спортивная Якутия». С появлением кабельного телевидения (впервые оно появилось в 202 микрорайоне Якутска, где он живет) изучал в видеозаписи игры сильнейших команд и игроков мирового волейбола и писал о них в спортивной газете. Николай Иванович не ограничивается журналистской деятельностью. Он распространяет среди способных и перспективных юношей и девушек, и молодых волейболистов специально отобранные и обработанные им же методические статьи и лучшие видеоролики из Интернета, или свои же статьи, «упакованные» в флешки (позже – по ватсапу) или на листах, отпечатанных на принтере. Он внимательно следит за любимцами-подопечными во время соревнований, иногда бывает и на их тренировках: обязательно подскажет, посоветует или сделает просто замечание. Постоянно общается с ними по ватсапу и дружит почти со всеми их тренерами.
Кроме всего сказанного, Николаем Ивановичем подготовлены и изданы книги: «Волейбол. Словарь терминов и понятий», «Волейбол. Идущие впереди», и «Официальные Правила волейбола» под его редакцией. Готовится к изданию книга «Волейбол. Сборник статей». Первые две книги издавались два раза – они пользуются большим спросом у волейболистов и тренеров. Можно было переиздавать их, но нет спонсоров. Поэтому ему приходилось изготавливать эти книги в домашних условиях с помощью принтера и брошюратора. Всего изготовлено таким способом и распространено среди волейболистов 26 экземпляров книг. Книга «Волейбол. Сборник статей» - объемистое издание. Поэтому она изготовлена другим способом. Распечатанную на принтере электронную книгу сдавал в переплетный цех национальной библиотеки, где делали твердую обложку. Их тоже раздал – всего было изготовлено таким способом 15 экз. книг. Николаем Ивановичем написаны и стихи на волейбольную тематику: «Что такое волейбол», «Команде слава грозит издалека», «Сулустуу сандааран көстөллөр» и «В волейболе огневом». Известный в республике композитор, председатель Союза композиторов Якутии Захар Степанов написал вдохновляющую музыку на его стихи «В волейболе огневом».
Федерация волейбола и правление СахаВА неоднократно признавали Николая Ивановича победителем в номинациях «Лучший журналист» и «Лучший пропагандист волейбола». В 2009 году первый вице-президент Федерации волейбола РС(Я), президент ООВ СахаВА, председатель Якутской городской Думы Александр Александрович Саввинов на фестивале СахаВА вручил ему памятную медаль и Благодарственное письмо: «…Выражаю искреннюю благодарность Гаврильеву Николаю Ивановичу за активную пропаганду физической культуры и спорта, огромный личный вклад в развитие волейбольного движения в республике Саха (Якутия)». Есть Благодарственное письмо и от Медиагруппы «Ситим», и редакции газеты «Спорт Якутии» от 2015 года, где сказано «…Мы высоко ценим Вас как человека, преданного своему делу – спортивной журналистике, внесшего неоценимый вклад в развитие физической культуры и спорта в Республике Саха (Якутия). Ваши знания, умение преподнести информацию и яркую картину событий не оставляют равнодушным ни одного читателя и поклонника спорта… С большим удовольствием отмечаем, что Вы по праву пользуетесь большой популярностью и любовью наших преданных читателей – любителей спорта». Действительно, влияние Николая Ивановича на развитие волейбола в республике вообще и отдельных игроков, в частности, значительно и бесспорно. Волейболисты учатся на его статьях и книгах, на его примере, на примерах его замечательных героев. В волейбольном мире он стал своим, нужным и уважаемым человеком. Он страстный пропагандист волейбола, всей душой и сердцем болеющий за волейбол, за его развитие.
В свое время был разносторонним спортсменом
В годы работы в Хампинской СОШ Вилюйского района, где кроме штанги в спортивном зале почти ничего не было, ежедневно занимаясь штангой для развития взрывной силы, поднял прыгучесть в волейболе до 120 см. За всю историю Якутского волейбола только четыре волейболиста отрывались от площадки до 120 см и выше: Игорь Инартович (140 см) и Анатолий Иванов (130 см) – в начале 50-х годов, Николай Гаврильев (120 см) – в начале 60 годов п.в. и Николай Павлов (120 см) – в 2017 году. Это – показатели прыгучести мирового уровня. Чтобы не быть голословными, подкрепим сказанное примерами.
Весной 1966 года в село Бологур, где сельчане имели смутное представление о волейболе, приехала сборная команда по волейболу Амгинского района с показательным выступлением для сельчан. В качестве публичного «спарринг-партнера» была выбрана «команда» средней школы, где работал тогда Николай Иванович. Однако на деле все получилось наоборот. Во встрече с «командой» учителей школы сборная проиграла с общим счетом 3:0 и по нулям по всем трем партиям. Николай играл без перехода: не пропустил ни одного мяча на блоке; сокрушительными ударами поверх блока ошеломил и окончательно сломил волю к победе соперника. А спортивный зал был забит до отказа. Эта встреча сыграла немаловажную роль в развитии волейбола в селе Бологур. В 80-х годах ХХ века бологурские волейболисты составляли большинство в сборной Амгинского района, на крыльях бологурского волейбола поднялись на вершину якутского волейбола Илья Филиппов и Владимир Окороков. Или летом того же года на спартакиаде народов ЯАССР во встрече команд ЯГУ и Амги по баскетболу на открытой площадке возле ДЮСШ-1 Николай приковал к себе всеобщее внимание болельщиков доселе не виданными сверхвысокими прыжками. Он не давал никаких шансов выиграть мячи под кольцом высокорослым игрокам (192-197 см), перехватывая их на большой, не досягаемой для них высоте. А в довершение всего в последних секундах встречи догнал нападающего ЯГУ под щитом и после чистого блокшота из-за его спины неожиданно для всех и самого себя вдруг оказался на плечах соперника. Восхищению и удивлению болельщиков его игрой не было предела. Когда игра закончилась, болельщики все подходили и подходили к нему, когда он переодевался на открытой баскетбольной площадке и с любопытством, испытующе разглядывали его.
На эстафете на призы газеты "Кыым", 1957 г.
В последние два года учебы в университете Николай занимался и легкой атлетикой. Увлекался прыжками в высоту. В 1961 году – до призыва в армию осенью того же года – выступал по легкой атлетике за сборные команды Якутской АССР в Барнауле и ДСО «Урожай» в Хабаровске. Николай Гаврильев, если бы занимался национальными прыжками в свое время, достиг бы в них больших успехов. В январе 1961 года в Нюрбе состоялась товарищеская встреча по легкой атлетике между командами Нюрбинского и Вилюйского районов. Николай был участником соревнований в прыжках в высоту и в беге на 30 м. Там ему пришлось выступать еще и по прыжкам ыстанга, вместо травмированного спортсмена. Он сам был удивлен, что на равных боролся в прыжках ыстанга на 12 отметках с действующим рекордсменом республики Афанасием Саввиновым (притом, что Николай вовсе не занимался национальными прыжками). Проиграл ему всего-то 70 см. А в прыжках кылыы, как он сам признается, не оставил бы Афанасию Саввинову никаких шансов на победу, если бы состязание состоялось. Так, например, в декабре 1960 года в Вилюйске в прыжках кылыы на пяти отметках Николай превысил свой же результат в прыжках ыстанга на тех же пяти отметках на два с лишним метра. Чрезмерно большая разница в прыжках объясняется тем, что упражнения по прыжкам в высоту способствовали преимущественному развитию толчковой ноги. Отсутствие координации в прыжках ыстанга тоже имело большое значение. Он до сих пор жалеет, что летом 1961 года отказался выступать на ысыахе в Вилюйске по национальным прыжкам. По его расчетам, он мог в то время на ысыахе достичь в прыжках кылыы не менее 44 м, а по ыстанга – 39 м. «Низкий рейтинг национальных прыжков того времени и слабый состав участников соревнований – основная причина моего отказа от участия в тех соревнованиях», – скажет потом Николай Иванович.
И в труде, и в спорте по-чиллински в первых рядах
К сожалению, сегодня Николай Гаврильев малоизвестен широкому кругу любителей спорта, хотя показывал в свое время поразительные результаты. С 1961 г. он надолго исчез с поля зрения спортивного мира из-за травмы ноги во время службы в армии. А когда он начал играть снова в волейбол, ему было уже за сорок лет. Но, несмотря на возраст, играл он, не уступая молодым. Был членом сильных сборных команд республиканского и городского общества «Динамо» по волейболу. Николай отличался от других парней только здоровым честолюбием, необыкновенной трудоспособностью и целеустремленностью, упорством и умением учиться. Он мог в свое время добиться в спорте выдающихся по тем временам результатов в Якутии, если бы не травмировал ногу в армии. Фанатом спорта называл Николая его друг со школьной скамьи знаменитый борец первый мастер спорта СССР по вольной борьбе в Якутии Дмитрий Данилов.
Николай Иванович Гаврильев родился 13 декабря 1937 года в селе Чиллэ Хоринского наслега Верхневилюйского района. Оставшийся без родителей и сестренки, с четырех лет воспитывался у бабушки и дедушки по отцу Ульяны и Василия Гаврильевых. С большим уважением и почтением относились к ним односельчане. Были для всех трудные военные годы: нужна была каждая пара рук для семьи и колхоза. Поэтому, с лета 1944 года шестилетний Коленька начал работать в колхозе «Герой Пятилетки» «водителем» быка на пахоте и сеноуборке. И так – от зари до зари вместе со всеми. Героически трудились колхозники, не жалея сил, ни времени, во имя Победы. После войны в 1949 году председатель колхоза «Герой Пятилетки» Аким Павлович Сидоров был представлен на присвоение высокого звания Героя социалистического труда. Говорили, что «подвела» колхоз и его председателя кобылка, ожеребившаяся в не совсем зрелом возрасте (досадный случай).
Коля работал в родном колхозе каждое лето вплоть до окончания средней школы. Он жил и рос среди скромных, добрых и трудолюбивых людей. С большим уважением и гордостью отзывается Николай Иванович о своих односельчанах. Влияние земляков-чиллинцев в становлении его как настоящего труженика с активной жизненной позицией, доброго, справедливого, добросовестного и порядочного человека было огромно. К месту будет сказано: Валентин Распутин как-то заметил, что «малая родина дает нам гораздо больше, чем мы в состоянии осознать». Неудивительно, что он был способен и на смелые поступки. В 1968 году, рискуя жизнью, здоровьем, он спас годовалого мальчика во время сельского ысыаха недалеко от райцентра Борогонцы Усть-Алданского района от наезда мотоцикла «Урал», за рулем которого находился в сильной степени опьянения молодой человек. Это был племянник известного в республике стайера Ивана Протодьяконова. От рева мотора и криков ужаса огромной толпы можно было с ума сойти. Толпа разбежалась веером в разные стороны от идущего прямо на нее мотоцикла. Бедная мать ребенка поддалась всеобщей панике толпы и, не помня себя от страха, бросилась вслед за ней, оставив крохотного малыша прямо на пути ревущего мотоцикла. Один Николай не растерялся. Рванулся изо всех сил наперерез перед самым мотоциклом и на бегу успел подхватить ребенка. Повезло, отделался только большим синяком икроножных мышц правой ноги. Только сильный, смелый и добрый человек может совершить такой поступок. Хочу заметить, что Николай Иванович очень любит детей, особенно маленьких. Позже скажет, что тогда был большой риск, но осознанный, чтобы спасти ребенка. Как сам признается, он был плохим спринтером, но имел отличный старт за счет взрывной силы ног, не уступающий спринтерам сборной ЯАССР. Вот на что он тогда надеялся. Это был не единственный случай в его жизни. Он никогда не был посторонним наблюдателем, когда при нем оскорбляют, унижают слабого или избивают человека. «Благодаря спорту всегда был уверен в себе», – говорит он. Но, я думаю, преобладающее значение имеет здесь его воспитание. Можно быть сильным, даже смелым, но безразличным к тому, что не касается твоих личных интересов.
Николай хорошо учился, имел блестящие успехи по предметам естественных наук. Поэтому по окончании средней школы ему предложили направление в физический факультет ЛенГУ. Круглый сирота вынужден был отказаться от заманчивого предложения (к тому времени не было в живых ни бабушки, ни дедушки). Окончил физико-математический факультет ЯГУ и университет марксизма-ленинизма при обкоме КПСС. Работал учителем физики в школах, на ответственных руководящих должностях в МВД ЯАССР и в Правлении Республиканского потребительского союза «Холбос» (после выхода на пенсию). Где бы ни работал, Николай Иванович отличался необыкновенным трудолюбием, ответственным отношением к любому делу, был профессионально компетентным руководителем демократического стиля, добивался успешного выполнения любых задач, поставленных перед коллективом. Служил в Советской Армии в штабе ДВО в Хабаровске. Демобилизовался в звании лейтенанта. Николай Иванович не изменил присяге Родине, не поступился честью офицера и остался убежденным приверженцем советской власти и идеалам социализма. И всегда, в труде и в спорте ветеран труда и отличник потребкооперации Николай Гаврильев был по-чиллински в первых рядах.
Николай СЕМЕНОВ,
экс-директор физико-математической школы при ЯГУ